Реферат Курсовая Конспект
Диалектико-материалистическое учение о материи - раздел Философия, Категория материи и ее фундаментальное значение для философии Диалектико-Материалистическое Учение О Материи. Первая Половина Х1Х Столетия ...
|
Диалектико-материалистическое учение о материи. Первая половина Х1Х столетия явилась рубежом, на котором выработанная в истории философской мысли традиция религиозно-мифологической интерпретации взаимосвязей человека и мира, а же сформулированные французским материализмом и классической немецкой философией от Канта до Гегеля и Фейербаха представления об этой взаимосвязи перестали соответствовать потребностям нового уровня общественного развития.
К середине XIX века высокого уровня развития достигает наука.
Появляются реальные возможности теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. Развитие естествознания, новейшие открытия в различных областях исследования природы показали ограниченность метафизического представления о мире как совокупности не связанных собой явлений, процессов. Эта открытия приводили к выводам, что в природе происходят качественные превращения, изменения, развитие, что во всей природе существует взаимосвязь.
Начали происходить существенные изменения в самой науке из науки собирающей, науки о законченных предметов она стала превращаться в науку упорядочивающую, науку о процессах, о связях, соединяющих эти процессы в единое целое. Естествознание давало материал для осмысления, раскрытия всеобщей связи и взаимосвязи явлений природы, непрерывного движения и исторического развития ее, и тем самым подводило к качественно нового взгляду на мир природы и на самого человека. Открытый и экспериментально доказанный М.В.Ломоносовым 1748 г. и позже 1842-1845 гг. научно обоснованный немецким естествоиспытателем Ю. Р. Майером закон сохранения и превращения вещества и движения как всеобщим закон природы обнаружил, что вещество и движение не могут появляться из ничего и не могут исчезнуть, а переходят из одной формы вещества и движения в другую.
Это открытие стало первым шагом к открытию в XIX веке закона сохранения и превращения энергии. С открытием этого закона стало возможным доказать, что природа представляет собой единое связанное целое, обосновать идею несотворимости и неуничтожимости материи и движения.
Космогоническая теория Канта и Лапласа, появившаяся во второй половине ХУШ века о естественном происхождении солнечной системы как историческом процессе, создание Н.И.Лобачевским ХУШ век новой геометрия подрывало метафизический подход к вопросу о соотношении пространства и времени. Теория клеточного строения живых организмов П.Ф.Горянинов - 1809 г Ян Пуркинье - 1816 г Т.Шванн и М.Я.Шлейден - 1816 г. разрушила представление о существование непреодолимой грани между различными видами животных, а также между животными и растительным миром и способствовала зарождению идеи органического единства всего живого, о саморазвитии живой природы.
Эволюционная теория Ч.Дарвина Х1Х век подорвала представления о видах животных и растении как богом данных и неизменных и доказала непрерывность процесса развития. Она показала, что огромное многообразие видов животных и растений есть результат длительного исторического процесса их изменения и развития путем естественного отбора.
Тем самым была обоснована идея непрерывности процесса развития всего органического мира, в том числе и человека. Теперь и человек предстал как естественный результат длительной эволюции жизни на Земле. Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом и значительно разработана и дополнена В. И.Лениным. Диалектико-материалистическое определение понятия материи было дано В.И.Лениным в книге Материализм и эмпириокритицизм Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них1. В этом определении вынесено два основных признака вопервых, материя существует независимо от сознания, вовторых, она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. Ленинское определение материи заключает в себе такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического.
В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды гетерии, нет перечисления каких- либо ее конкретных характеристик. Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и уровней, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных первокирпичиков мироздания. Здесь заранее предполагается, 1 Ленин В.И. Полн. Собр.соч. Т.18, с. 131 что такие первокирпичики вечны, неизменны и не возникают ни из каких других объектов если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания материального мира. Таким образом, остается только один способ определять материю - выделять такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем.
Таким общим признаком является свойство быть объективно реальностью, существовать вне нашего сознания.
Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. Метафизические концепции материи становятся особенно опасными для науки при объяснении новых явлений, так как могут привести ее к кризисам. Примером такого кризиса была ситуация в физике конца Xll-аачада XX века. В естествознании долгое время с ХУП до конца XIX столетия атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атомов.
Здесь была своя логика если атом неделим, то количество материи в нем всегда остается одним и тем же. В ньютоновской физике это количество характеризовалось особой физической величиной. Масса трактовалась как мера количества материи. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда следовало, что их суммарная масса также сохраняется, что истолковывалось как сохранение материи.
Все эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности, явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого объяснения. Если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. Только в 1902 году Э.Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов.
Чтобы выдвинуть гипотезу делимости атома, Резерфорду н Содди необходимо было отбросить метафизические концепции материи, отождествлявшие неразрушимость атомов с сохранением материи. В эпоху революции в естествознании конца XIX - начала XX века возникли серьезные трудности, связанные с оценкой и включением принципа структурности и делимости атома в научную картину мира. Господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи.
Анализируя возникшую ситуацию, В. И. Ленин показал, что кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самими этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю. Противопоставляя этим взглядам диалектикоматериалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возникшими трудностями.
Делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие новых ее видов. В.И.Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок при философском осмыслении новых видов материи. Были попытки объявить последними кирпичиками мироздания вместо атомов электроны. В этой связи В.И.Ленин отмечал, что электрон так же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом предвосхищало общие тенденции развития будущей физики элементарные частиц, обнаружившей сложность, структурность и взаимопревращаемость этих фундаментальных физических объектов.
Крупные ученые М. Борн и др. отметили значение ленинской идеи. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной раз работки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и такое рассмотрения является содержанием основного вопроса философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса противопоставление материи и сознания теряет свой смысл. Их противоположность относительна, поскольку сознание является свойством высокоорганизованной материи и не существует вне и независимо от определенного уровня материальной организации.
Поэтому Ленин подчеркивал относительность противоположности материи и сознания, отмечал, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Определение материи через признак быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания, еще не дает явного знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой.
Конкретное представление о том, какова именно эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания и практики. 3.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Выделяя главные сферы бытия природу, общество, сознание, мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы,… Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей,… Но само понимание субстанции может быть различным в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектико-материалистическое учение о материи
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов