рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРАВО КАК СВОБОДА

ПРАВО КАК СВОБОДА - раздел Философия, Право как свобода Право Как Свобода. Взаимосвязь Права И Свободы Определяется Тем Значением, Ка...

ПРАВО КАК СВОБОДА. Взаимосвязь права и свободы определяется тем значением, какое свобода имеет место в развитии правосознания. Можно полагать, что само представление о праве имманентно включалось в то, как понималась свобода личности. Освобождение личности от социально-экономической зависимости, препятствующей проявлению личной инициативы, было одним из главных условий трансформации правовой структуры общества.

Эмансипация, раскрепощение один из главных показателей уровня развития правовой культуры общества. В философии права существует несколько понятий свободы. Первое связано с рассмотрением свободы в контексте социальной жизни, здесь право и свобода существуют в социальных формах. Вначале свобода существовала в рамках государства полиса, и правосознание античного человека было политическим.

Учитывая эту специфику представления о свободном человеке в античную эпоху, можно понять и ограниченный смысл правоотношения в этот период. Основными правами наделялись только свободные граждане и лица мужского пола. Женщины и рабы исключались из области правоотношений. Несмотря на свое высокое культурное развитие, античный мир игнорировал права личности помимо права участия полноправных граждан в общей государственной жизни. Древние не знали ни религиозной свободы, ни свободы слова и воспитания в нашем смысле.

Давая отдельному гражданину в распоряжение часть народного самодержавия, которая приходилась на его долю члена общины республики, античное государство затем не допускало, чтобы отдельный гражданин мог иметь убеждения, противоречащие общепринятым нормам и верованиям. Право устанавливало меру во взаимоотношении индивида и государства. Одновременно сохраняя приоритет, общественного, государственного блага над личными интересами. Христианское учение о духовно свободной личности сыграло существенную роль в становлении концепции прав личности и в формировании принципа свободы совести.

Борьба за свободу совести в период Реформации предопределила развитие индивидуального правосознания. Если личность имеет право верить по указаниям своей совести, если организация церковных общин свободна, то тем самым устанавливается возможность допущения свободы собраний, свободы слова и печати, свобода воспитания. В эпоху просвещения само понимание свободы стало связываться с разумом человека и с идеей демократии.

Вес люди от природы равны поэтому в социальной реальности они должны иметь одинаковые права и обязанности. Все люди по необходимости преследуют личные интересы поэтому задача истинно мудрого законодателя не препятствовать им в этом, а создавать такие законы, которые способствовали бы развитию добродетели, соединяя ее с личной выгодой. Разумность также естественна для человека, как и свобода, а право рождается как мера взаимосвязи свободы и разумности и вектор социального прогресса.

Апология разума закономерно стала апологией свободной природы рационально мыслящего человека. Тождественность свободы и разума предопределила суть основных концепций естественного права в эту эпоху. Общей основой теории естественного права Л. Локка, Х. Вольфа, Ж.Ж. Руссо и других является гипотеза абсолютной независимости личности, управляемой в своей нравственной ответственности только естественным правом. Это свободное состояние личности предполагалось ее первоначальным состоянием, предшествующим образованию всякого политического союза.

Вера в то, что разум сможет противостоять человеческим страстям, сыграла свою роль в характеристике возможностей правовой культуры в эпоху Просвещения. Данное представление наложило свой отпечаток и на различные кодификации права. Право сближалось с математикой, поскольку оно так же, как и математика, выглядело наукой объективной. Сами законы казались законами свободного духа. В этой связи развивается концепция свободы, в основу которой кладется идея уникальности личности.

Впервые она была высказана В. Гумбольдом в конце XIII в. и основана на представлении о том, что высшей и конечной целью всякого человека является наиболее точное и всесторонне развитие его сил в их индивидуальной особенности и самобытности. Поэтому государство не должно стремиться к единообразию и уничтожению естественных различий между индивидами. Оно также не должно стеснять и запрещать свободу личной деятельности в ее различных формах, если она не нарушает права других лиц. Смысл данной свободы заключается в устранении государственной опеки над нравственностью, воспитанием, выбором занятия и личных убеждений.

Гумбольд признает необходимой социальную и имущественную дифференциацию, поскольку она отражает естественное различие между людьми. Его отличает то, что он не опирается на концепцию естественных прав, а становится на точку зрения идеи целесообразности и необходимости естественных стремлений индивида к свободной и непринужденной деятельности.

Как выражение формального равенства право представляет собой всеобщую форму общественных отношений независимых друг от друга субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Такая независимость субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы. Основными требованиями внутренней свободы являются свобода совести в самом широком значении этого слова, свобода личного убеждения, свобода мысли и чувства, свобода выражения и распространения мнений. Внешняя свобода включает свободу личных наклонностей и занятий, образа жизни, выбора профессий, свободу действий без причинения вреда окружающим. Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные.

Воля в праве - свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их воли. Этот волевой момент в той или иной, верной или неверной, интерпретации присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве волеустановленных положений Аристотель, Гроций и др выражения общей воли Руссо, классовой воли Маркс и марксисты и т.д. Нерсесянц В.С. Философия права Учебник для вузов.

М. ИНФРА М НОРМА,1997. с.23 Свобода индивида в данном случае становится условием развития субъективных и объективных прав. Очевидно, что развитие понятия свободы в европейской культуре пронизано духом эмансипации борьбы против давления социально-государственных форм, признанных внешними для человека.

Эта свобода в большей мере является освобождением от социальных и государственных норм и исходит из того, что индивид лучше других и лучше правительства может позаботиться о своих интересах. Право здесь может только предохранить общество от нарушающей закон деятельности индивида, отмерив ему область индивидуальной свободы. Свобода есть все то, что не запрещено законом. Однако мысль о том, что индивид лучше других может позаботиться о своих интересах и поэтому ему необходимо предоставить максимальную свободу, спорна, ибо человек не всегда может точно оценить свои способности и возможности.

Общество и государство, установив конкретные и четкие нормы морали и права, могут предохранить человек от необдуманных поступков. Кроме того для человека характерно бегство от свободы. Человек не всегда стремится к свободе и склонен к избавлению от нее в ряде случаев в случае отсутствия у него средств существования или стремясь к безопосности.

Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая свобода без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое равенство без свободы - идеология рабов и угнетенных масс с требованиями иллюзорного фактического равенства, подменой равенства уравниловкой и т.д Или свобода в правовой форме, или произвол в тех или иных проявлениях.

Третьего здесь не дано неправо и несвобода - всегда произвол. Нерсесянц В.С. Философия права Учебник для вузов. М. ИНФРА М НОРМА,1997. с.25 Всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей представители все новых слоев и классов общества признаются формально равными субъектами права.

Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально юридически свободных личностей. Через механизм права - формального правового равенства - первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.

Между тем повсеместно довольно широко распространены представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер. Нередко свобода противопоставляется равенству. Так, уже ряд софистов младшего поколения отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве лучших на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми и т.д. Аналогичный подход в XIX в. развивал Ф. Ницше. Религиозно-аристократическую концепцию свободы личности в духе апологии неравенства и критики равенства обосновывал в XX в. Н.А. Бердяев.

В наши дни широко распространено представление ошибочное и опасное, будто суть перемен, которые идут в России и в посткоммунистических странах т.е. их модернизация, состоит в переходе от логики равенства к логике свободы.

Тут социализм с его уравниловкой т.е. антиподом права и равенства предстает как царство равенства, от которого надо перейти в царство свободы без равенства. В этих и сходных противопоставлениях свободы и равенства данным явлениям и понятиям по существу придается произвольное значение. Свобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга. С одной стороны, исходной и определяющей фигурой свободы в ее человеческом измерении является свободный индивид - необходимая основа правоспособности и правосубъектности вообще с другой стороны, эту свободу индивидов можно выразить лишь через всеобщий принцип, нормы и формы равенства этих индивидов в определенной сфере их взаимоотношений.

Право - не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и, прежде всего свободы индивидов. Свободные индивиды - материя, носители, суть и смысл права. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет и не может быть права.

Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права.

Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право. Поэтому есть основание считать, что по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы. Под ней нельзя понимать возможность любых произвольных действий. Она всегда необходимо наполняется содержанием соответствующих нравственных требований, моральных обязанностей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Право как свобода

Наше историческое прошлое, наполненное различными событиями, не столь положительными для страны, показало, что без права, законности нельзя… Без этого трудно проникнуть в глубинную сущность права, которая на поверхности… Лишь это дает достаточно полноценное теоретическое объяснение многообразных проявлений сущности права на поверхности…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРАВО КАК СВОБОДА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги