Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2007 году
Свобода как экзистенциал человека - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2007 год - Философско-правовая аксиология Свобода Как Экзистенциал Человека. Свобода — Многогранное И Многоаспектное Яв...
|
Свобода как экзистенциал человека. Свобода — многогранное и многоаспектное явление, чрезвычайно важное для человечества. Ради свободы люди шли на эшафот, под фла¬гом свободы совершались революции, велись кровопролитные вой¬ны На обыденном уровне свобода чаще всего понимается как ничем не ограниченное волеизъявление — «что хочу, то и делаю». Но уже в Средние века такую трактовку подверг критике Фома Аквинский.
Ве¬ликий богослов противопоставил пониманию свободы как неподчи¬ненности воздействию извне и неограниченности в действиях согла¬сованность действий с необходимостью. Долгое время в отечественной литературе свобода связывалась только с действием объективной необходимости и ее познанием. Ши¬роко известно «классическое» определение свободы Б. Спинозы, поз¬же развитое Г. Гегелем и Ф. Энгельсом: «свобода есть познанная необ¬ходимость». В этом определении указаны условия появления свободы — позна¬ние необходимости и действие в соответствии с нею, познание зако¬номерностей существования жизненного мира для согласования сво¬их действий с объективными законами природы и общества.
Причинная необходимость не только не противоречит свободе, не только не уничтожает ее, но, напротив, является необходимым усло¬вием ее реализации.
Человек только тогда способен осуществлять свои цели при помощи выбранных им средств, когда законы причин¬ности, т.е. необходимости, остаются неизменными. Свобода — это со¬знательно-целесообразное действие, исключающее неопределен¬ность и произвол. Можно сказать, что сфера свободы социального субъекта — это пространство его социально-целесообразного дейст¬вия, это и поставленная им цель, и выбор средств для ее достижения. Следовательно, свобода подразумевает свободное действие.
Если подходить к свободе как к внутренней жизненной потребнос¬ти человека, а не как к некоему дару Бога, то тогда она есть выражение самоопределения человека в общении с другими людьми, в его отноше¬ниях с обществом. Такой точки зрения придерживался Ж.П. Сартр. В работе «Экзистенциализм — это гуманизм» он справедливо отмечал, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире». С позиции гуманизма рассматривал свободу и Н.А. Бердяев. В рабо¬те «О рабстве и свободе человека» он показал, что разным формам раб¬ства противостоит и их альтернатива — разные формы свободы.
Человек может находиться в рабстве у Бога, природы, общества, цивилизации, у своего индивидуализма, у денег, эроса, войны, государства, револю¬ции, коллектива, у страха смерти и т.п. Как видим, философ дает широ¬кое толкование рабства (несвободы) человека, возникающего не только в принудительной форме, но и в форме добровольной (последнюю Бер¬дяев называет «прельщением», т.е. добровольным отказом от свободы на основе обмана, иллюзий, гипноза). Из всех форм несвободы, отмечал философ, самой распространенной является рабство человека в общест¬ве, где он «живет как бы в социальном гипнозе». Что значит свобода как претворенная действительность? Всякая действительность — это реализованная возможность.
Она есть жизнь, действие, в которых принимает участие человек как личность. Лич¬ность не может мириться с отчуждением себя от мира, общения, соб¬ственности, свободы.
Другими словами, человеку необходимо реаль¬ное право на достойную во всех отношениях жизнь. Н.А. Бердяев особо отмечал, что человек начинается со свободы, следовательно, важ¬ны права, ее обеспечивающие, ибо в тоталитарном обществе человек лишен самого естественного для человеческого бытия — свободы. Каковы признаки утраты свободы? Это — отчужденность субъекта от объекта, элиминация неповторимо-индивидуального у личности, усреднение, стандартизация мнений и мыслей, уничтожение ориги¬нальности человека.
Понятно, что быть абсолютно свободным невоз¬можно. Но через установленные людьми социальные нормы человек расширяет границы своей свободы. И среди множества социальных норм ведущее место в обретении человеком свободы занимают право¬вые нормы. Однако у человека нет свободы выбора, когда он оказывается в пространстве действия юридического закона. Платить подоходный налог государству или не платить? — такой выбор с точки зрения ав¬тономии личной свободы есть. Но его нет в пространстве закона: че¬ловек должен платить подоходный налог согласно закону о налогооб¬ложении.
Никакой другой формы бытия и выражения свободы, кроме правовой, когда речь идет о человеческой жизнедеятельности, до сих пор не изобретено. «Да это и невозможно, — справедливо замечает B.C. Нерсесянц, — ни логически, ни практически. Так же невозмож¬но, как и другая «арифметика», где бы дважды два равнялось не четы¬рем, а пяти или чему-то другому». Таким образом, свобода и право неразрывно связаны: выбор чело¬века в самые ответственные моменты — это всегда правовой процесс.
Право защищает свободу выбора, связанную с благом каждого чело¬века, и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других. Свобода невозможна, если ее не гарантирует государство. Мера свободы проявляется лишь в действующем праве, определяющем по¬ложение и роль личности в обществе. В этом смысле меру свободы че¬ловека как данной конкретной определенности представляет юриди¬ческий закон. Юристы вполне справедливо считают, что позитивное право с его нормативностью служит той мерой свободы социального субъекта, которая проявляется в его правовом пространстве и време¬ни. Именно позитивное право придает свободе необходимое ей и сущностное для нее качество — согласованность действий всех чле¬нов общества.
Эту черту свободы человека подметил еще И. Кант, провозгласивший, что свобода каждого должна быть совместима со свободой всех остальных. Таким образом, мера свободы всегда конкретно-исторична и обус¬ловлена действующими законами.
Свобода человека выступает как свобода воли, свобода деятельности, свобода сознания, свобода выбо¬ра целей, средств и способов ее достижения. Но свобода не абсолют¬на, она — не вседозволенность и не произвол. Свобода личности де¬терминируется обществом, его развитостью, законодательством, культурой. В этом смысле ленинский тезис «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»1 остается справедливым. Цивилизация не может развиваться без свободы, и в обществах, где индивид несвободен, берет верх посредственность и наступает об¬щее угасание человеческих способностей. § 2. Свобода и ответственность Свобода всегда признает за субъектом определенные права по отно¬шению к обществу, но в то же время требует от него ответственности (выполнения обязанностей) перед обществом, следования социаль¬ным нормам, юридическим законам.
Ответственность — органичное свойство свободы. Произвол имен¬но потому и не является свободой, что он не предполагает ответствен¬ности.
В философской литературе советского периода ответственность как социально-философская категория трактовалась односторонне. Как правило, она рассматривалась в неразрывной связи с дисципли¬ной, организованностью, в русле доминирующего положения коллек¬тива и государства перед личностью. Такому подходу соответствовала и классификация видов ответственности. Так, в нормативных доку¬ментах предусматривались: гражданская ответственность — возложе¬ние вины за неправомерное поведение (неисполнение обязательств, причинение вреда имуществу); уголовная ответственность — возложе¬ние вины за преступления; материальная — как обязанность возме¬щать нанесенный государству материальный ущерб и др. В юридической литературе уделяется большое внимание проблеме ответственности как обязанности человека давать отчет в своих дейст¬виях или способности его добросовестно и осознанно исполнять свои обязанности, а в случае их неисполнения — нести наказание.
В пра¬вовой науке нет общепринятого мнения о сущности юридической от¬ветственности.
Рассмотрение ответственности вне свободы обедняет понимание этого феномена. Дело в том, что ответственность нераз¬рывна со свободой человека как творческого субъекта. Человек, лич¬ность, государство и другие социальные субъекты осуществляют свою деятельность не инстинктивно, а сознательно. Это означает, что ра¬зум, в том числе оформленный юридически, не позволяет социально¬му субъекту делать все, что угодно.
Как уже отмечалось, свобода — это возможность жить по-своему в пределах, допускаемых нормами об¬щества. А жить по-своему означает: выбирать между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, нравственным и безнравст¬венным, быть творцом, реализовать себя как личность и отвечать за свой выбор перед обществом и самим собой. Философско-правовое рас¬смотрение ответственности позволяет глубже раскрыть сущность юридической ответственности как правоотношения (субъектно-субъектное отношение), в котором каждая из сторон обязана отвечать за свои действия перед другой стороной, а в конечном счете перед госу¬дарством и обществом.
Таким образом, ответственность как философско-правовая категория фиксирует зрелость свободы человека в выборе ценностей, способов их достижения, в понимании последствий иx действий (или бездействий) не только для других людей, но и себя. § 3
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Взаимодействуя с окружающей средой, человек, в отличие от жи¬вотного, озабочен не едой, питьем и размножением, для него важно осознать свою… И, стало быть, явля¬ется одной из высших человеческих ценностей. Правовая аксиология позволяет разобраться в ценностных установках и ценностных ориентациях в правовой реальности,…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свобода как экзистенциал человека
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов