Реферат Курсовая Конспект
Предметный указатель - раздел Философия, ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ "крены", Абсолютизация Одних Категорий В Ущерб...
|
"Крены", абсолютизация одних категорий в ущерб другим
“Наше время” и ложный объективизм
Corey G. 69
Абсолютизм и релятивизм
Абчук В.А. 185, 186
Августин Блаженный 21, 159
Аверинцев С.С. 26, 138
Актуализм. Ошибка абсолютизации действительности. Отрицание возможности
Александр Македонский
Александр Север
Алексеев В.П.
Алешин С.
Алкиной (Альбин)
Амундсен Р.
Анджеевский
Антропоморфизм
Аристотель
Архимед 229
Бальзак О. 109
Беккерель А. 188, 189
Белинский В.Г. 101, 117, 140, 142
Бердяев Н.А. 215
Беркли Д. 215
Берне 100
Бетховен Л. 70, 108, 134
Биант 26
Бомбар Ален 49, 50
Бор Н. 247
Боуви 132
Боэций 20-22
Бруно Дж. 212
Буаст П. 224
Бунге М. 231, 234, 241
Бунин И.А. 37, 90
Буридан Ж. 185
Быкова С.В. 75
Бычко И.В. 177, 236
Бэкон Ф. 13, 22, 217
Васильева Т.В. 17
Виндельбанд В. 17
Винер Н.
Вишневский Вс. 195
Вольтер Ф. 119
Вольф Х. 215
Вудберри 224
Галилей Г. 112
Галлай М.Л. 118
Гартман Н. 161, 162
Гаусс 112
Гегель
Гегель о смешении категориальных форм
Гегель, Маркс и Энгельс о соотношении необходимости и случайности
Гекатон, стоик 267
Гёльдерлин 25
Гераклит 104, 213
Гердер И.Г. 160
Геродот 158
Герцен А.И. 197
Гесиод 19, 89
Гёте И. 101, 120, 144, 241
Гилозоизм
Гитлер 106
Гоббс Т.
Голсуорси Д. 120, 121
Гольбах П. 176
Гольденвейзер А.Б.
Гомер 89, 101, 102, 158
Гораций 26, 102, 103, 105
Горбовский А. 85
Горький М. 96
Грасиан Б. 26
Грин Александр 190
Гук Р. 108
Гулыга А.В. 8
Гумбольдт А. 101
Гурьев В. 45
Гусейнов А.А. 26, 27, 159, 164
Давыдов Ю.Н. 52, 54, 55, 96, 97
Декарт Р. 108, 112, 213, 249
Демидов В.И. 118
Державин Г.Р. 89, 105
Детерминизм
— диалектический
— категориальный
— квазилапласовский
— лапласовский
— механистический
Джалиль Муса 100, 103
Джеймс У. 13, 34
Дидро Д. 110, 111, 134
Диксон Р. 149
Дильман В.М. 40, 41
Диоген Лаэртский (Лаэрций) 24-26, 267
Дистинктивизм. Ошибки абсолютизации различия (спецификации)
Дробницкий О.Г. 7
Екатерина Вторая 132
Ерофеев Виктор 61
Жуков Ю.М. 30
Зинченко В.П. 30
Инфинитизм. Пренебрежительное отношение к категории конечного
Иоанн, евангелист 182, 183
Иррационализм
Кант И. 23, 161-163, 179, 221, 247-249
Кантор Г. 112, 113
Карнеги Д. 13, 26, 30-31, 283
Категориальная путаница, смешение категориальных форм
Категориально-логическая характеристика идей социализма и коммунизма
Категориальный строй (категориальная логика) мышления
Каузализм
Квазилапласовский детерминизм
Квалитатизм
Квантитатизм. Ошибка
Квантитатизм. Ошибка абсолютизации количественных определений
Кейзер К. Дж. 74
Кинди, аль-Кинди 254
Кинетизм. Ошибка абсолютизации движения
Киплинг Р. 254
Клайн М. 111
Классификация категориальных ошибок
Кликс Ф. 249
Клини С. 114
Коган Л.Н. 70
Колнаи О. 57
Колупаев Г.П. 215
Конфуций (Кун-цзы) 13, 26, 157
Концепция соответствий и антисоответствий между категориями
Копнин П.В. 234
Короленко Ц.П. 44, 49
Корчак Я. 165
Коши 112
Крантор 21
Критика концепции перехода количества в качество
Кузанский Николай 223
Курсель П. 20
Кюри Е. 189
Кюри М. 189
Лабрюйер Ж. 132, 265
Лавров П.Л. 165
Ламонт К.
Лао-цзы 26
Лаплас
Лапласовский детерминизм
Ларошфуко 26
Латышев А.Г. 136
Леви В. 13
Леви-Брюль Л. 249
Лейбниц Г.
Ленин В.И.
Лигачев Е.К. 197
Лихтенберг 26
Локк Д. 159, 160, 215, 218, 267, 268
Лондон Джек 58, 60
Лосев А.Ф. 210
Лука, евангелист 158-160
Луллий Р. 254
Людовик XV 106
Грецкий М.Н. : незамкнутые цепочки и замкнутые циклы
Майоров Г.Г. 19-21
Макаренко А.С. 132
Мамин-Сибиряк Д. 100
Манн Томас 104
Марк Аврелий 3, 64
Маркс К. 134, 195, 197, 269
Маршак С.Я. 57, 119
Материализм и идеализм
Матфей, евангелист 158-160
Мелия М. 279
Менделеев Д.И. 226
Механистический тоталитаризм Ленина-Сталина
Механицизм
Мечников И.И. 46-48, 77, 78
Михаленко Ю.П. 22, 23
Мицкевич А. 101
Монизм. Ошибка сведения многого к одному
Монтень М.
Мо-цзы 26
Мэзия Д. 38
Мюллер Герберт Дж. 176
Набоков В. 148
Наполеон 101
Наумов Л. 51
Нерсесянц В.С. 14
Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости
Ницше Ф. 215
Ньютон И. 108
О категориальном детерминизме
О многозначности слов, выражающих категории мышления
О нежелательных следствиях, вытекающих из концепции первичности качества
О смешении "вещи-свойства" с "предметом-признаком" (отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта, свойства и признака)
О так называемом парадоксе свободы
Окен 101
Окказионализм. Ошибка абсолютизации случайности
Олджер 224
Органицизм
Отрицание случайности (случай — атеистический псевдоним чуда)
Оуэн Р. 196
Ошеров С. 19
Ошибка наделения низшего чертами высшего
Ошибка отождествления живого и сущего, жизни и существования, бытия.
Ошибка отождествления качества и свойства
Ошибка отождествления материи (как философской категории) и тела
Ошибка отождествления материи с вещью, а движения со свойством
Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом
Ошибка отождествления мира и духа (абсолютный идеализм)
Ошибка отождествления мира и материи (материализм)
Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью
Ошибка отождествления необходимости, закономерности с
Ошибка отождествления случайности с беспричинностью
Ошибка расширенной трактовки (абсолютизации) движения
Ошибка сведения качества к количеству («качество — это еще не познанное количество» и т. п.)
Ошибка сведения материи к движению (критика трактовки движения как способа существования материи)
Ошибки абсолютизации сходства (аналогизирования)
Ошибки категориально-логического мышления
Ошибки переоценки и недооценки противоречий
Ошибки применения категорий «возможность» и «действительность»
Ошибки применения категорий «целое—строение—часть» и «система—структура—элемент»
Ошибки смешения категории количества с другими категориями
Папазов Д. 50
Папазова Ю. 50
Парадоксальное мышление
Парандовский Ян 71
Парнюк М.А. 103
Партикуляризм. Ошибка сведения целого к частям (к отдельной части или к сумме частей). По-другому: ошибка элиминации целого
Паскаль Б. 13, 26
Пастер Л. 189
Пекелис В. 85
Пенн Т. 100
Перекосы категориального мышления и его отрицательные эффекты
Песталоцци И.Г. 195
Петр Великий 101
Петровская М.А. 69
Пико делла Мирандола 6, 89
Пирогов Н.И. 99
Писарев Д.И. 132, 150, 230
Питтак 26, 158
Платон
Плюрализм. Ошибка представления одного как многого
Пономарев А.Я.
Поппер К.
К. Поппер: «облака» и «часы»
Постмодернизм
Потебня А.А. 249
Потенциализм. Ошибки абсолютизации возможности
Протагор 14
Противоположные взгляды на взаимоотношение материи и движения
Противоположные взгляды на свободу
Противоречия в мышлении
Пуанкаре А. 189, 213
Пушкин А.С. 103, 104, 196, 274
Пэрриш Энн 68
Распутывание клубка путаницы с категориальными триадами «целое—строение—части» и «система—структура—элементы».
Рассел Б. 14, 216, 225
Рахманинов С.В. 108, 230
Рационализм
Реализм и номинализм
Редукционизм. Ошибка сведения высшего к низшему или сложного к простому
Рентген 189
Рескин Д. 224
Роллан Ромэн 99, 117
Рубцов В. 207
Рузавин Г.Л. 113
Руссо Ж.-Ж. 132, 179
Рюриков Ю. 116
Рязанцев С. 75
Салтыков-Щедрин М.Е. 120
Седов Е.А.: случайные и детерминированные связи
Сенека 19-21, 26, 80, 81, 89, 100, 117, 122, 158
Симанов А.Л. 186
Систематизм. Ошибка абсолютизации системы (системности), порядка
Скотт Р. 270
Скрипник А.П. 26, 27
Случайность и необходимость — «полюсы взаимозависимости»
Согомонов Ю.В. 69, 72-74, 85
Соколов А.В. 7
Сократ 14-17, 19, 21, 24, 43, 46
Соловьев В.С. 163, 164
Соловьев Э.Ю. 167
Солон 89
Спиноза Б. 44, 176, 215, 249
Сталин И.В. 199, 274
Субъективизм и объективизм
Суворов А.В. 132, 207
Тахо-Годи А.А. 18
Телеологизм. Абсолютизация целесообразности и целеполагания
Типичные категориальные ошибки
Толстой Л.Н.
Томасиус Х. 161
Троцкий Л.Д. 136
Трубников Н.Н. 115, 116
Фалес 158
Фейербах Л. 25, 204, 215
Фердинанд I, император 227
Физикализм
Финитизм. Разные степени отрицания бесконечного
Фома Аквинский 85, 135
Франс А. 104
Фролов И.Т. 110
Фролова Г.В. 44, 49
Фурье Ш. 131
Хайдеггер М. 56, 57
Хаотизм. Ошибка абсолютизации неупорядоченности, хаоса, неопределенности
Хейз 177
Хилон 26
Холизм (абсолютизация целостности). Ошибка сведения частей к целому
Цицерон 19-23, 25, 26
Чаадаев П.Я. 210
Чайковский П.И. 108
Чапек К. 120
Чехов А.П. 61
Чуковский К.И. 253
Шамфор 26
Шаповалов В. 266
Шекспир У. 144
Шляпентох В.Э. 183
Шопенгауэр А. 13, 26, 27, 102, 163, 164
Шоу Б. 106, 120
Штофф В.А. 242
Шуман Р. 108
Эмерсон Р.У. 110
Эмпиризм
Энгельс Ф. 59, 60, 197, 269
Эпиктет 123
Эссенциализм и экзистенциализм
Эсхил 224
Ювенал 28
Юдин Б.Г. 75
Юм 215, 267, 268
Ямвлих 21
Ясперс К. 56, 57
3222.4. Качество и категории
"вещь", "свойство", "отношение”
Для уяснения категориальной сущности понятия качества важно разобраться в его взаимоотношениях с категориями "вещь", "свойство", "отношение". Необходимо провести четкую демаркационную линию между качеством и указанными категориями. Много путаницы и неясностей проистекает от того, что качество постоянно смешивается с понятием свойства, а в качестве носителя качества "выставляется" вещь, т. е. отдельный, эмпирически наблюдаемый предмет.
Качество и вещь
Рассмотрим теперь, что является носителем качества и как относится категория качества к категории вещи. Среди отечественных философов существуют различные мнения на этот счет. Длительное время была распространена точка зрения, согласно которой носителем качества объявлялась вещь. (Качество в этом случае мыслится не иначе, как качество вещи). Данная точка зрения в своем крайнем выражении полностью абстрагируется от вопроса о наличии качественной определенности у свойств и отношений. Она допускает возможность отождествления либо качества и вещи (концепция однокачественности), либо качества и свойства (концепция многокачественности). В первом случае сторонники концепции однокачественности склонны субстанциализировать качество, рассматривать его как сущностное бытие вещи, предмета. Они придерживаются буквальной трактовки гегелевского понятия качества как определенности, непосредственно тождественной бытию нечто. Во втором случае, когда вещь наделается многими качествами, существует тенденция рассматривать качество как свойство вещи. В самом деле, если носителем качества и свойства является вещь, и если качеств, как и свойств, у вещи много, то почему бы не признать, что эти категории (качество и свойство) родственны или даже тождественны друг другу (или одна категория является частным случаем другой).
Точка зрения, объявляющая вещь носителем качества, вносит определенную путаницу в "хозяйство" категорий, нарушает принцип системности, то, что мы называем категориальной логикой. Ведь качество относится к подсистеме "качество-мера-количество", а вещь — к подсистеме "вещь-свойство-отношение". Как внешняя для второй подсистемы категорий, качество не может относиться только к вещи. Иначе следует допустить, что кроме указанных подсистем существует еще одна: "качество-вещь". Такое допущение ничем не оправдано; оно разрывает целостность подсистем, к которым принадлежат эти категории, и сообщает им двойственный, неоднозначный смысл. Естественнее представлять, что качество и вещь соотносятся друг с другом лишь в рамках отношения подсистем "качество-мера-количество" и "вещь-свойство-отношение". С этой точки зрения более предпочтительной выглядит позиция тех, кто относит качество и к вещи, и к свойству, и к отношению[242]. Правда, здесь может быть другая крайность. Дело иногда представляют так, будто качество в равной степени относится к указанным категориям. В действительности оно, во-первых, относится не к каждой категории в отдельности (как если бы они составляли арифметическую сумму), а ко всем сразу, точнее, к их единству, системе: "вещь-свойство-отношение". Во-вторых, поскольку в указанной системе качеству соответственна вещь[243], постольку оно относится главным образом к вещи. Свойства и отношения качественно определены лишь в той мере, в какой они являются свойствами и отношениями вещей. Как видим, первая точка зрения, объявляющая вещь носителем качества, существует не без основания. Действительно, когда говорят о качестве чего-либо, то имеют в виду чаще всего качество вещи, предмета, тела. Ни свойства, ни отношения не существуют самостоятельно как вещи. С другой стороны, подчеркивая отнесенность качества к вещи, не следует абсолютизировать эту отнесенность. Вещь — лишь одна из категорий подсистемы "вещь-свойство-отношение". Поэтому в широком смысле качество относится к подсистеме в целом, а не только к вещи. Качественность вещи обнаруживается в ее отношении к другим вещам и выступает в виде того или иного свойства (кстати то же самое можно сказать о количественной определенности вещи).
Проблема соотнесения качества с категориями вещи, свойства, отношения имеет еще один аспект. Некоторые философы явно преувеличивают значение указанных категорий в определении категории качества. Они рассматривают ее лишь в отношении к этим категориям, как бы привязывают ее к ним[244]. Такая односторонняя ориентация качества (когда оно рассматривается как "определенность вещи" или "свойство вещи" или "совокупность свойств вещи") обедняет его содержание. Носителем качества как объективного категориального определения мира является материя во всем богатстве ее содержания. Вещь, свойство и отношение выражают лишь непосредственную, являющуюся, эмпирически данную реальность[245]. Качество же "имеет дело" с различными уровнями, "этажами" материальной реальности.
Выше уже затрагивалась проблема акциденциальности или субстанциальности качества. Интересно посмотреть, как решалась эта проблема в истории философии. Аристотель, дав образцы акциденциального и субстанциального (сущностного) понимания категории качества, по-видимому, не был склонен оказывать предпочтение какому-то одному пониманию категории. Гегель тяготел к субстанциальному пониманию категории. Он отождествлял качество и бытие, что неминуемо приводило к отождествлению качества и вещи, предмета, субстанции. Для английских эмпириков и их преемников в современной философии характерным является понимание качества как чисто акциденциальной категории, т. е. как свойства вещи. Б. Рассел, например, говорит в книге "Человеческое познание, его сфера и границы" о вещах, качествах и отношениях, подменяя этим понятие "свойство" понятием "качество". По нашему мнению, истина лежит где-то посередине. Качество и акциденциально и субстанциально. Оно не является акциденциальной определенностью предмета в такой мере, как свойство, но не является и определенностью подобно вещи, предмету.
Качество и отношение
Для понимания категории качества важно определить ее "отношения" с категорией отношения. По мнению некоторых философов качественная определенность предмета зависит от его отношения к другим предметам. Этот взгляд по-существу отождествляет качество и свойство. Если свойство относительно, значит и качество относительно. Подобное решение проблемы взаимосвязи категорий качества и отношения на самом деле является уходом от решения проблемы. Здесь мы видим то же смешение качества и свойства, те же попытки рассматривать качество через призму подсистемы "вещь-свойство-отношение". Действительное решение проблемы предполагает четкое представление о категориальной сущности понятий качества и свойства и их принципиальном отличии друг от друга. Если свойство неразрывно связано с отношением вещи к другой вещи и не существует вне этого отношения, то с качеством дело обстоит сложнее. Между качеством и отношением нет такой жесткой, непосредственной связи, как между свойством и отношением. Если последние соотносятся друг с другом в рамках одной подсистемы категорий, то качество и отношение лишь внешне связаны, так как они принадлежат к разным категориальным подсистемам. В одних случаях качественная определенность предмета не зависит от его отношения к другим предметам. Например, электрон в отношениях с различными частицами и в разных состояниях (свободном или связанном) остается одним и тем же. Его качественная определенность ("электронное бытие") не меняется от изменения отношений. В других случаях качественная определенность зависит от его отношения к другим предметам. Тот же электрон при взаимодействии с позитроном аннигилирует, изменяет свое качественное бытие. Но и в этих случаях нет полной зависимости качества от отношения. Вещь может находиться в отношениях с другой вещью, изменяющих ее качество, а может и не находиться. Электрон сохраняет свое "электронное бытие" сколь угодно долго, пока не аннигилирует при встрече с античастицей.
Если свойство вещи в любом случае зависит от ее отношения к другой вещи, то качественная определенность вещи зависит или не зависит от ее отношения к другой вещи в той мере, в какой сама вещь зависит или не зависит от отношения к этой другой вещи.
ПЛАН
Введение |
4.1. ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ |
Детерминизм и индетерминизм |
Редукционизм |
Механицизм |
Гилозоизм (оживотворение неорганической природы) |
Органицизм |
Отрицание случайности (случай — атеистический псевдоним чуда) |
Отрицание возможности (мегарики, Спиноза) |
Отрицание количества, количественных характеристик (в отношении сложных органических объектов, духовных “вещей”). |
Отрицание (элиминация) качества (сведение качества к количеству) — А.А.Богданов |
Отрицание целостности (сведение целого к сумме частей) |
Абсолютизация целостности (холизм) |
Мистификация категориальных форм (необходимости или случайности в образе судьбы, предопределения или чуда) |
4.2. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА, СМЕШЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ФОРМ |
Отождествление случайности с беспричинностью(Из фильма “Сердца четырех” (1940 г.) военный Колчин говорит: “Ничего случайного не бывает, а все имеет свои причины”). |
Отождествление необходимости, закономерности с причинностью или причинности с необходимостью |
Отождествление необходимости с неизбежностью |
Отождествление качества со свойством |
Отождествление вещи и предмета, вещи и тела, вещи и объекта |
Отождествление свойства и признака |
Отождествление деятельности и поведения |
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предметный указатель
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов