Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании
Философия Гераклита: учение о субстанции; о единстве противоположностей, об относительности свойств; о познании - раздел Философия, Религиозная картина мира (деление мира на земной и сверхъестественный) и основной вопрос философии. Помимо Милета Другим Выдающимся Центром Торгово-Политической Жизни Древней Гр...
Помимо Милета другим выдающимся центром торгово-политической жизни Древней Греции был Эфес. Поэтому Гераклит стал Гераклитом Эфесским. Он знаком со многими взглядами Милетской школы, но заявлял, что сам себя исследовал и сам у себя всему научился (дух агона). Гераклит – аристократ по происхождению и по политическим убеждениям. Не признавал демократию. Был убеждён, что власть в обществе должна принадлежать меньшинству лучших. В уединении написал книгу “О природе” (сжата, афористична, трудна для понимания). Гераклита считали плачущим, тёмным, а Демокрита – смеющимся. Пессимизм Гераклита в том, что он смотрит на жизнь как на несчастье. Гераклит направил свои усилия на то, чтобы найти первоначало всех вещей. В первооснову мира он кладёт огонь, из которого сделаны все вещи, предметы вселенной [древние греки считали огонь материей, веществом, т.к. не понимали, что огонь – это не вещество, а процесс окисления с выделением света и воздуха]. Гераклиту огонь казался самым лёгким и подвижным.
Гераклит – гилозоист, т.е. считает, что всё в природе живое. Огонь у него живоё, одушевлённый (движение огня). Огонь у него – это разум, сила. Он избрал огонь в качестве первоначала всех вещей, чтобы выразить динамику развития мира (мир возник из огня и сгорает). Психея (душа) – одно из состояний огня.
Он наиболее глубоко проникнул в источник развития, которым является противоречие (единство и борьба противоположностей). “Всё движется и ничего не покоится” – сказал он. Он вошёл в историю как философ, который взглянул на мир как на прогресс, всеобщее движение, где ничего не останавливается. Он уподобляет движущийся мир течению реки (“Невозможно дважды войти в одну и ту же реку”, “Солнце не только новое каждый день, но вечное и неприродное новое” – говорил он). Если предмет движется, он постоянно меняется, т.е. в каждое мгновение становится другим предметом, т.е. он одновременно существует и уже не существует – поэтому в одну и ту же реку нельзя войти дважды, т.к. вода в реке другая [его ученик сказал, что в одну и ту же реку нельзя войти одиножды, т.к. на него текут другие воды; софисты сказали, если всё изменяется, то и назвать предмет нельзя – пока называем предмет, он меняется].
При всех переходах явлений в свою противоположность основой остаётся Бог. “Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир” – говорил Гераклит. Путь вверх и вниз один и тот же, он лишь имеет два противоположных направления, которые составляют сущность пути, без которого его не будет. Гераклит говорит о роли противоречий в развитии “предмета”. “Всё происходит через борьбу, – говорит он, – война – движущая сила развития общества. Война – всего отец и всего царь”. Диалектическое мышление. Все ценности относительны, абсолютных ценностей нет.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис
Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.
Фома Аквинский выступает
УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре
УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ
Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, п
Философия Владимира Соловьёва
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873). На взгляды Соловьёва большое влияние оказа
Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.
Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма.
Проблема движения материи
Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции:
1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё
Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Практика есть “материальная деятельность, от которой зав
Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой правильного понима
Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)
Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных.
Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно
Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве
Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче
Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор
человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы
общественного
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов