рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема познания в философии

Проблема познания в философии - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Познание - Процесс Целенаправленного, Активного Отображения Действительности ...

Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Теория познания (или гносеология, философия познания) - это раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, его познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, а так же условия и критерии его истинности и достоверности.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов gnosis - знание и logos - понятие, учение и означает "понятие о знании", "учение о знании". И хотя сам термин "теория познания" введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1865), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о мире к собственно миру, способно ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учения, которые отрицают возможность всякого познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представления об агностицизме как об учении, которые отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма являются возражения возможности познания именно сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Тем не менее, следует отметить, что агностицизм проявил важную проблему гносеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в работе Канта "Критика чистого ума" и до сих пор остается актуальным. Дело в том, что, человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений. Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувства (Мюллер), «символов", "иероглифов" (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные нужды человека.

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, но и большинство идеалистов. Тем не менее, в решении конкретных гносеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются. Эта разность проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, в вопросе об источниках познания. Для идеализма, который существование мира выводит из сознания, познание определяется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знание получает не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; именно оно и является источником познания.

Согласно материалистической гносеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, признается существующая независимо от сознания объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Принцип отображения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира. Тем не менее, есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отображение действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолировано от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и неизменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом - такая же вечная и неизменяемая в своих закономерностях природа.

Дальнейшее развитие материалистической теории познания заключается: во-первых, в распространении диалектики на объяснение познавательных процессов, создании диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышление и познание; во-вторых, во введении принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения.

Для современной материалистической философии процесс познания носит общественно-исторический характер, который основывается на том, что, все человеческие познавательные способности и возможности формируются на основе практики и обусловлены ею – во-первых. Во-вторых, отдельный человек учится мыслить и познавать вместе с усвоением форм и способов человеческой деятельности, приобретенных человечеством знаний, языка, т.е. благодаря усвоению общественно-исторического опыта, нагроможденного предыдущими поколениями. В-третьих, сам процесс овладения этим опытом предусматривает жизнь в обществе, в человеческом коллективе. В-четвертых, человек может познавать и что он познает, тоже определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке.

Принципы современной научной гносеологии:

1. принцип объективности, т.е. признание объективного существования действительности как объекта познания, ее независимости от сознания и воли субъекта;

2. принцип познаваемости, т.е. признание того факта, что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отображение действительности, ее объективно истинную картину; что познанию человека в принципе нет границ, хотя на каждом историческом этапе познание ограничено уровнем развития практической деятельности человечества;

3. принцип активного творческого отображения, т.е. признание того, что процесс познавания - это целенаправленное творческое отображение действительности в сознании человека. Познание является творческим отображением действительности, поскольку его результатом не является создания идеальной копии, "повторение" в идеальной форме того, что существует, как это воображалось созерцательному материализму. Познание обнаруживает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отображая не только действительно существующие предметы и явления, а и все их возможные модификации.

4. принцип диалектики, т.е. признание необходимости применения к процессу познания основных принципов, законов, категорий диалектики;

5. принцип практики, т.е. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека относительно преобразования природы, общества основной, движущей силой, целью познания и критерием истины;

6. принцип историзма, который требует рассматривать все предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с другими явлениями и предметами действительности;

7. принцип конкретности истины, который подчеркивает, что абстрактной истины не может быть, истина всегда конкретная, каждое положение научного познания нужно рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате ее деятельного предметно-практического отношения к миру возможный лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и '"объект". Противоположностями, через взаимодействие которых реализуется процесс познания, есть не сознание и не знание само по себе и внешний мир (материя, природа), а субъект как носитель сознания и знания, и объект как то, на что направленная познавательная деятельность субъекта.

Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенное сознанием (мышление, чувство, ум, воля), усвоившее исторически произведенные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целенаправленной познавательной деятельности.

Субъект познания определяется и как общество в целом, которое имеет определенный способ материального и духовного производства. Общество выступает субъектом познания опосредованно, через познавательную деятельность отдельных людей, но люди формируются как субъекты познания лишь в их общей деятельности, обусловленной определенной системой общественного отношения, формами общения, определенным уровнем развития общественного производства, культуры то самого познания. Субъектом познания является человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо, поскольку все познавательные способности и возможности, вся познавательная деятельность в своих существенных проявлениях реализуется лишь в обществе и через общество.

Субъект познания, таким образом, - это человек, который включен в общественную жизнь, в общественные связи и отношения, которая использует общественно-произведенные формы, способы, методы практической и познавательной деятельности, как материальные (орудие работы, приборы, экспериментальные установки и т.п.), так и духовные (категории, логические формы и правила мышления, содержание языка, правила ее структурного построения и употребление); это человек, который деятельно осуществляет переход от незнания до знания, от неполного знания к более полному и точному, наращивая общественно необходимое новое знание о действительности.

Объект познания - это то, на что направляется на основе практики познавательная деятельность субъекта. Объектом познания может быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятие "объект" и '"объективная реальность" связаны между собой, но не тождественные по своему смыслу. Объектом есть не вся объективная реальность, а лишь ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но самый человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувство, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Познание может быть направленным на исследование не только объективного мира, но и идеальных объектов. Идеальные объекты - это идеальные образа объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации. Необходимость выделения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, все более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направленная познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсегда равным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания.

Современная материалистическая гносеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействия, единства, где активной стороной является субъект познания. Тем не менее, активность субъекта в познании следует понимать не в значении создания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражения языком науки, в формировании и развитии форм, средств и методов познавательной деятельности. Взаимодействие субъекта и объекта фиксирует единство материи и сознания, бытия и мышления, природы и духа. Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта, в которой субъект - носителем деятельности, а объект - предмет, на который она направлена. Результатом процесса познания является познавательный (гносеологический) образ - субъективный образ действительности (идеальный образ), который является диалектическим единством субъективного и объективного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... quot МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ quot...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема познания в философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема бытия в философии
Проблема бытия – одна из главных проблем в философии, изучению которой посвящен специальный раздел философии – онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по - существу, ставит проб

Основные формы бытия и их соотношение
По способу существования различают бытие физический состояний –мир материальных предметов и процессов, существующий вне и независимо от сознания субъекта – объективный, и мир психических состояний

Философия о многообразии и единстве мира
Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в простр

Становление и развитие общих представлений о материи
Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к каком

Свойства и атрибуты материи
Материя обладает множеством свойств. Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что об

Основные формы движения материи, их взаимосвязь и качественная специфика
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Пространство и время как атрибутивные свойства материи
Общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиб

Отражение как свойство материи
Отражение – является фундаментальным свойством материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказате

Бытие природы и его специфика
Категория «бытие» рассматривает, анализирует ту часть объективной реальности, которая соотносится с человеком. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий

Природа живая и неживая
Природа, понимаемая как весь мир в многообразии его форм, состоит как бы из двух частей: живая и неживая природа. В чем различие между ними? Для творений неживой природы характерна высокая устойчив

Природа, общество, человек
Со времени появления общества на Земле происходит три рода процессов: собственно природные, специфически общественные и как бы сплавленные, которые сочетают в себе и те и другие. Диалектик

Учения о развитии в истории философской мысли
Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древних культур и культур народов, задержавшихся на доклассовой стадии общества, в их обществе

Развитие как высшая форма движения
Развитее – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход

Трактовка понятия «диалектика» в истории философии
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит и досократики). 2. Идеалистическая диалек

Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов

Категории диалектики
Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только т

Закон и закономерность.
Закон определяется, прежде всего, как связь, но не всякая связь – закон. Обязательное условие для закона – наличие существенной, необходимой, устойчивой связи. Это отношение сущностей или между ним

Законы диалектики.
Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей) Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый пред

Общее понятие ценности
Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания - аксиологии (от греч. άξία - ценность и λογος - слово, учение). Это назван

Ценность и оценка
Ценность есть межчеловеческое отношение или по-другому, межсубъектное (субъект-субъектное) отношение. Этим ценность отличается от оценки, которая характеризует отношение субъекта к объекту, или к в

Типология ценностей
Существуют различные критерии классификации ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потреб

Человек как объект философского осмысления
Проблема собственного бытия издавна занимала человека и являлась предметом его философских раздумий. Он всегда стремился философски осмыслить свое собственное существование, определить свое место в

Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности

Специфика человеческой деятельности
Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедин

Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим воп­росом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и её истории
Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии про

Социальное познание и его специфика
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы раз

Социальная структура общества.
Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между с

Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, к

Общественное производство и его функции
Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жиз

Проблема сознания в истории философии. Концепции происхождения сознания.
Под сознанием, по А.Г.Спиркину, понимается способность человека к идеальному (психическому) отражению действительности, превращению объективного содержания предмета в субъективное содержание душевн

Концепции происхождения сознания
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистич

Современная наука о сознании человека.
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В современном поле исследований

Сознание и мозг
Рассмотрим сознание с позиций естественнонаучного знания в связи с изучением человеческого мозга. Ясно, что наше сознание, каким – то образом связано с мозгом. Но как? Что значит мозг, рассматривае

Сознание и отражение. Самосознание
Высший уровень отражения – сознание человека – способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает пре

Общественное сознание и его структура
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общем виде общественное сознание это совокупность социально значимы

Диалектика индивидуально и общественного сознания
Важнейшим видом связи общественного сознания является его связь с индивидуальным сознанием. Эта связь за последние годы выступает предметом специальных исследований. При этом выясняются общие черты

Формы общественного сознания
Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Структура процесса познания
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное по

Проблема истины в философии. Практика как критерий истины
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания, к которой направленная вся гносеологическая проблематика. Поэтому все философские направления и школы во все времена старались сформулироват

Проблема творчества в философии
Творчество – высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия, способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансф

Специфика научного познания.
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. Их главные различия: 1. Наука ориентирована на познание

Методы и методология познания.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность п

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.
Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории. Элементарной формо

Научная картина мира
Научная картина мира (НКМ) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных до

Вненаучные формы познания
К вненаучным формам относятся мифологическое, религиозное, обыденное, паранаучное. Мифологическое познание - тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяс

Лекция 12. Культура и цивилизация
1. Общее понятие культуры 2. Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток 3. Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многооб

Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток
Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация. Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому м

Культура и цивилизация как противоположности. Человечество как многообразие культур и цивилизаций
До сих пор мы рассмотрели три значения понятия цивилизации: цивилизация как синоним культуры вообще, как этап развития человеческой культуры, следующий за варварством, и как сосуществующие одноврем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги