рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Разумная вера в истории теологии и психологии

Разумная вера в истории теологии и психологии - раздел Философия, ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии «Понимать, Чтобы Верить». И П.абеляр...

«Понимать, чтобы верить». И П.Абеляр полагал, что вера в божественный авторитет должна основываться на интеллектуальных началах. Вера имеет разумные основания. Для Д. Локка разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание.

Фома Аквинский: доказательства бытия Божия. По мысли Фомы Аквинского бытие Божие, не являясь самоочевидным, должно быть обосновано через следствия в рамках природного, «естественного откровения», определяемые «натуртеологией». Выявляя в мире атрибут Бога, мы можем говорить о Его бытии. Он указывает на пять классических доказательств бытия Бога, связанных с определением пяти Его атрибутов. В рамках первого доказательства «от движения» Бог есть Перводвигатель. В онтологическом доказательстве Бог предстает как Реальность, Бытие, определяющее все проявления тварного существования. Космологическое доказательство: Бог есть Причина, Первосущность, Необходимость, Совершенство. Телеологическое доказательство: Бог - цель целей, Гармония, Порядок, Целесообразность. Антропологическое: Бог есть Дух и Нравственность, проявляемые в человеке. Вера: превращение вероятного в абсолютное. Как существова­ние мира, так и бытие Бога, для рассудка есть лишь условные, вероятные суждения, отмечает в «Чтениях о Богочеловечестве» Вера дополняет знания, доказательства бытия Бога. Т.Гоббс: вера – гипотеза. Для Т. Гоббса суждение веры по своим интеллектуальным основаниям есть предположение, гипотеза и в этом качестве сосуществует с сомнением. Вера – интуиция и источник аксиом. Вера пророчествует, пред­сказывает, в этом она сродни рациональной интуиции. Подобная вера является источником научных аксиом.Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. Из единой методологической посылки следуют два внешне противоположных вывода. Согласно просветительско-атеистическойсхеме, по мере увеличения информированности, приобщения к зна­ниям, должно происходить вытеснение, «выдавливание» религиозной веры, или же превращение веры в убеждение. И в соответствии с парадигмой про­светительско-религиозной,расширение непознанного за счет увеличения сферы знания ведет к обратному - углублению и расширению основания веры.

6) Вера как абсурдСогласно шестой концепции (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, М. Унамуно, Н. Бердяев, о. П. Флоренский, К. Барт) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда.Что внешне соответствует некорректной формуле, приписываемой Тертуллиану: «credo, quia absurdum». Его классическая максима: «Сын Бо­жий распят, нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно (это вероятно, ибо нелепо)». В английском языке данный тип веры обозначается термином «faith». «Faith», в частности, Г. Олпортом рассматривается в качестве выс­шей ступени развития веры. Faith вызывает более глубокие чув­ства, определяет мотивацию и всю жизнь человека. Faith - феномен значимый и интегральный для структуры лич­ности и ее развития; предполагается, что это прежде всего религиозная вера [1950].

 

 

ВОПРОС 35. Понятие и структура общественного пр-ва.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО- приобретающее все более местный системный характер созидание необходимых обществу материаль­ных и духовных ценностей, а также процесс производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- процесс созидания духовных цен­ностей, необходимых для эффективного (в аспекте культуры) индивиду­ального развития личности, а также для обогащения общественного созна­ния в целом.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО -процесс, посредством ко­торого люди преобразуют вещество и энергию природы с целью удовле­творения базовых потребностей, регулируя и контролируя обмен веществ между обществом и природой.

ПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕКА- не только обусловленный биофи­зиологическими и отчасти общественными факторами акт рождения чело­века как живого индивида, но в первую очередь детерминированный социокультурными условиями процесс его формирования, становления как личности, полноценного субъекта цивилизованного социального действия.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ- производственное знание, ис­пользуемое субъектами экономического действия и структурируемое как:

а) мифологическое (в рамках дофеодальной экономики);

б) фольклор­ное (в условиях феодального хозяйства);

в) объективно-научное (характер­ное для постфеодальной экономики).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ- объективно форми­рующиеся в процессе материально-экономической деятельности людей отношения, включающие в свою структуру: экономические аспекты отно­шений собственности на средства производства; отношения обмена произ­водственной деятельностью на основе общественного разделения труда; отношения в сфере организации экономики и управления ею; отношения в области распределения и экономического потребления материальных цен­ностей.

СПОСОБ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА- а) в более ши­роком (философско-экономическом) аспекте - единство производитель­ных сил (особенно энергетического и информационного их элементов) и производственных отношений; б) в более ограниченном (конкретно-кономическом) плане - способ соединения рабочей силы с орудиями и средствами труда.

ВОПРОС 36.Духовная жизнь общества и структура общественного сознания.

ДУХ И ДУША— религиозно-философские понятия, означающие не­вещественные начала в отличие от материальных. Философская онтология души и духа подчеркивает их существенные различия: душа связана с те­лом, будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая ду­ша); после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в «сома пневматикус», астральном теле. Душа несовершенна и ограниченна. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всю­ду, он способен доходить до вершин мироздания, творить, привносить в бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Дух всегда беспокоен, изменчив, совершенен и неограничен.

Оплодотворение души духом, постоянная тяга к вершинам бытия оп­ределяются понятием духовности, а бездуховность - это отрыв души от Духа, замыкание способности души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: 1)человек состоит из души и плоти; 2)человек троичен: в нем увязаны дух, душа и плоть.

Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуют ДУХ как разумную часть человеческой души, развитая душевность - это умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, владеть быками умозрения.

Сторонники второй модели противопоставляют «человека духовного» «человеку душевному (плотскому)». Душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля, интеллект. Духовность же сопряжена с развитием совести, интуиции и способностью мистически пребывать в тех или иных слоях Духовного бытия. Апостол Павел говорил, что плоть - это дом и зеркало души,а душа - дом и зеркало духа.

ДУХОВНОСТЬ.Данный термин употребляется в религиозно-философском и светско-материалистическом смыслах. В религиозном смысле - это присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо «внешним» духом. По учению апостола Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать внутренним оком, интуи­тивно суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные на­мерения и поступки. В светском понимании Д. - это процесс гармоничного развития ду­ховных способностей человека, наличие смысложизненной ориентации. Акцент делается на ценности, которые мотивируют поведение человека и его внутреннюю жизнь, на то. как человек решает смысложизненные проблемы в системе вечных вопросов бытия, на основании каких ценностей он строит свою жизнь. На пути решения этих вопросов осуществляется ду­ховное восхождение личности, обретение Д. Главным в процессе познания является не просто обретение знаний, а их смысл и цель. Д. - это показа­тель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов. Это обретение истины, добра, красоты и других высших ценностей.

Д. определяет качество и направленность человеческого бытия. Это преодоление себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствова­ния. Это восхождение личности к своим идеалам и ценностям. Д. - это проблема жизнетворчества. Р.П. Лившиц дает следующее определение Д.: Д. - есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой чело­век открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носи­телю родовой человеческой сущности. Д. заключена в устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА- жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, яв­ляющимся одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духов­ным общением. Иначе говоря, Д.Ж.О. включает в себя коммуникации лю­дей , обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потребностей, их непосредственное общение. Духовная жизнь включает в себя: *духовную деятельность человека (общества), направленную на выработку духовных ценностей); *духовное производство - производство духовных ценностей, а также всю систему деятельности людей по производству, обмену, распределению и потребле­нию духовных ценностей; *духовную культуру как часть общей системы культуры, включающую духовную деятельность и ее продукты. К духов­ной культуре относятся познание, нравственность, воспитание, просвеще­ние, право, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, ми­фология, религия. Духовная культура характеризует богатство сознания, степень развития самого человека и общества.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА- сторона духовной жизни, свя­занная со специализированным (профессиональным) духовным производ­ством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленную организованную обще­ством духовную жизнь людей. Элементами духовной сферы являются нау­ка, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками:

1) основываются на формах общественного сознания;

2) включают определенные типы духовной деятельности;

3) являются институализированными подсистемами общества.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Разумная вера в истории теологии и психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕНИЕ О ДУШЕ
1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела. 2.

Платон.
Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем пре

Вера как абсурд Faith
сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда. 7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересо

Философская мысль в XI-ХVII вв.
1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая

Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.
  Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философск

Среди бытия также выделяются.
Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе)-бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; Феноменальное бытие (о

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.
ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло

Проблема человека в истории философии
1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на опре­деленные недостатки и историче

Философские интерпретации своеобразия общества.
Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Античная интерпретация общества на основе справедливости (идея Платона) как

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.
Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так

Социальная структура общества.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.Важнейшая отличительная особенность

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги