рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие субъекта и объекта в гносеологии.

Понятие субъекта и объекта в гносеологии. - раздел Философия, Генезис философского знания. Мифология и философия Познание Предполагает Раздвоенность Мира На Объект И Субъект. Мир Существует ...

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия "субъект" и "объект" соотносительны. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле "собственностью" субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. В предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи. Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.


47. Структура научного знания. Проблема роста научного знания.

Структура научного знания
три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются вполне определенным числом свойств. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.
Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.
Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий. В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.
Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня.
эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. научная теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности. Научная теория - это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности.

1)большое количество информации - ученые не успевают переработать и объяснить все новые явления, здесь же постояно изменяющиеся эмпирические данные
2) техника - на данном этапе развития техники сложно изучать явления макро (галактики) и микро (частицы) мира, а мезо (где человек обитает) мир достаточно изучен
в остальном я не знаю проблем, т. к. идет одновременно дифференциация и интеграция научных знаний, базовых знаний полно и т.д.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Генезис философского знания. Мифология и философия

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время VI V вв до н э у разных народов и в разных странах в Индии... Миф как объект философской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие субъекта и объекта в гносеологии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Миф как объект философской рефлексии.
Рефлексия (лат. обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Фантастическое о

Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
Предмет философии: Философия изучает мир как целое От слова «филос» - любовь и «софос» - мудрость , «любовь к мудрости» Истина - абсолютное знание о мире И у Канта, и у

Философия Древней Индии
Зарождение относится к 10-9 веку д.н.э. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к III-II тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. За это время предфилософская мысль эволюцио

Софисты и Сократ. Метод Сократа.
СОФИСТЫ (от греч. «софос» — мудрый) — представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5-1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия

Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
Гоббс шел в русле идей Макиавелли, т.е. рассматривал социальную жизнь с позиций индивидуализма и рационализма, признавал "злую" природу человека. Учение о государстве можно рассмат

Феноменология Э. Гуссерля.
Феноменология является особой наукой о феноменах. Феменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие."Само-в-себ

Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).
Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом. Основой этого

Русская философия XX в.
Ограничение русских интересов до 19 в. Отсутствие собсвтенных философских школ. Соловьев явился русским Платоном. Ценность личности и личной судьбы в русской философии XX в. была противопос

Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположиником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» вышла в свет

Принципы и категории онтологии.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его соз

Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материаль

Идея развития в философии
Развитие является основным предметом изучения. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человече

Исторические формы диалектики.
Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора. В средневековой

Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодейст

Методы научного познания.
Методология — это учения о методах познания и преобразования действительности. Метод — это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельн

Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности (все ду

Специфика социального познания.
Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, обществен

Общественное бытие и общественное сознание.
Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. маркс

Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащённой деятельности становится определяющим фактором развития. В. И

Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков её смысл и конец, если вообще таковые имеются. В этой обла

Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы - комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом; так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: -предотвращение м

Проблема ценностей в философии.
«Ценность — это интерпретационный конструкт», — считает известный немецкий философ Г. Ленк. Ценность — это интерпре¬тация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Аксиология (от греч. —

Проблема смысла жизни в философии.
Вопрос о смысле жизни - это очень человеческий вопрос. Смыслом наделены лишь человек и продукты его деятельности. Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги