рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ее предмет и функции

Ее предмет и функции - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1. Происхождение Религии. 2. Религиозное Сознание, Его Особенности И...

1. Происхождение религии.

2. Религиозное сознание, его особенности и структура.

3. Религиозная деятельность и религиозные организации.

 

Происхождение религии

Религия есть социальный феномен. Ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации.

Большинство современного населения планеты – верующие. Вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры – это история религиозного человечества. О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. Считается, что религия появляется 30–50 тыс.лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления.

Религия – сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которые принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

Социальные причины религии. Религия – социальное явление, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Главная причина религиозности - бессилие человека перед силой социальной закономерности. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - перед стихией общественного развития. Это бессилие может быть реальным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил.

С возникновением имущественного неравенства и государства появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Поэтому главными, определяющими среди причин, воспроизводящих конкретную религию или способствующих появлению новой, выступают именно социальные.

Гносеологические причины религии коренятся в особенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или искаженному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление представляет продукт своей деятельности как на самостоятельную реальность.Иной раз трудно, а порой и невозможно установить земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслиться, как самостоятельная реальность. К тому же деятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель.

Психологические предпосылкирелигии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возникает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих необходимость в религиозном утешении, является страх – перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами. Известное выражение гласит: «Страх породил богов».

Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении до XVIII-ХIХ веков господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. В начале XIX в. в религиоведении сложилась мифологическая школа, основоположник которой Макс Мюллер (1823-1900) выдвинули концепцию происхождения религии из солярного мифа (поклонения солнцу).

Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге “Первобытная культура” Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.

Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер (1854-1904) в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из этапов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке.

Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец.

Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализа З. Фрейда.

 

Религиозное сознание, его особенности и структура

Процесс отражения общественного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в формах общественного сознания. На уровне общественного бытия религиозное сознание порождает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специфические черты: особая форма отражения (бытие отражается в фантастическом виде) и особый объект отражения (наиболее активно отражаются силы и процессы, гнетущие человека).

Среди особенностей религиозного сознания следует отметить фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальный и сверхъестественный; признание реальности сверхъестественного; идея бога; относительная самостоятельность религиозного сознания (которая проявляется в следующих чертах: наибольшая удаленность религии от общественного бытия и изменений в нем, отставание от изменений в общественном бытия, активная преемственность и медленная изменяемость религиозного сознания).

Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над миром реальных вещей и явлений. Признание реальности сверхъестественного в религиозном сознании осуществляется через веру. Религиозная вера - обязательный признак религиозного сознания и главная его ценность.

Вера является компонентом всякого, а не только религиозного, сознания как выражение высокой степени убежденности. Но религиозная вера рассматривается как переживание, а ее аргументация - как низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации: знание строится на опыте, а вера - на доверии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу.

В религиозном сознании имеется совокупность идей и чувств, которые свойственны всем религиям. Именно они и составляют структуру религиозного сознания.

В каждой религии есть анимистические (лат. anima – душа) идеи и чувства. Вера в группу идей и эмоций, связанных с представлением о реальности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая возможность общения человека с ними называется анимизмом. В каждой религии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистический элемент религиозного сознания.

Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологическийэлемент религиозного сознания.

В религиозном сознании имеются представления о сверхъестественных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания.

Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания.

Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже у разных слоев общества неодинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня - обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядовых верующих, и богословский, или теологический, где положения вероучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии.

 

Религиозная деятельность и религиозные организации

Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к Богу, а своеобразные отношения людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удовлетворения реальных потребностей, а - во-вторых, на сверхъестественный мир, с целью удовлетворения представлений о загробной жизни. Такая деятельность выступает как культ - совокупность религиозных действий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отношением людей к сверхъестественному. Цель культовых действий - влияние человека на потусторонний мир. В культе используются различные искусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Рядовые верующие различия между религиями воспринимают именно в области культа.

На основе общности религиозных представлений и культа происходит общение верующих, формируются религиозные организации. В пределах религиозных организаций возникает стабильность вероучений и культов.

В процессе исторического развития религиозные организации приобрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества религиозная организация была элементарной. С появлением государств выделяются локальные религиозные направления. В ранних государствах возникают храмовые организации, в более развитых общественных системах образуется церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монастырей, монашеских орденов, политических религиозных партий.

Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективной деятельности. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В развитых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которое монополизирует культовую деятельность.

Основнойфункцией религии является мировоззренческая. Мировоззрение реализуется в виде норм и установок деятельности. Структурным ядром мировоззрения является либо философское, либо религиозное сознание. На основе этого возникает установка к деятельности, религиозное понимание ценностей. Поэтому верующие ищут в священных книгах ответы на все вопросы бытия.

Религия создает определенную систему норм и ценностей, которые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилируя многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивную функцию.

На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку (или разъединяет) - в этом состоит ее интегративная функция.

Религия формирует определенные нормы общения людей и восприятия ценностей культуры – нормативная функция, а также определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция религии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.

Классификация религий.Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развивались и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых формаций; в) религии феодального общества; г) современные религии.

Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религия положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимости от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Иными словами, развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма - многобожия к монотеизму – единобожию.

Несмотря на многообразие существующих культов, ведущими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить возможно большее число людей. Поэтому среди многообразия современных религий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии – религии, которые распространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлежности (мировых религий три: христианство, ислам, буддизм. Первые две относятся к монотеистическим); б) национальные (национально-государственные) религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства (иудаизм - национальная религия евреев; индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии; даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии); в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст. «Религия», «Сакральное», «Теология», «Теологическое доказательство бытия Бога».

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Религия», «Миф», «Теология».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Релігія», «Релігієзнавство», «Релігійність».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ее предмет и функции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоана

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категори

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное с

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специф

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ответы на тесты модуля ІІ: 2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальност

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика.

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественно

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   А

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логик

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые сужд

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религ

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Р

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понят

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги