рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 8. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль

ТЕМА 8. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль - раздел Философия, РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.) К Началу 19 Века В Российской Империи Складывается Единый Общероссийский Рыно...

К началу 19 века в Российской империи складывается единый общероссийский рынок, страна активно втягивается в капиталистические отношения, особенно через торговлю с Западной Европой. На 1830-1840-е гг. приходится начало промышленного переворота в России, который завершившился к 1870-1880-гг. Изменения в экономике постепенно затронули и все остальные сферы жизни общества, в том числе и архитектуру.

Первые признаки эклектики в России, кроме копирования античности в архитектуре собственно классицизма, проявились ещё в конце 18 в. в увлечении английской «готикой». Ярким примером такой «готики» является дворцовый ансамбль в Царицыно в Москве, который был сооружен по проекту арх. Баженова в 1775-1778 гг.

1820-1830-е гг. это с одной стороны – время расцвета псевдоготики и создания русско-византийского стиля, а с другой – это ещё и время сооружения ярких ансамблей Карла Росси. Как и по всей Европе, правда с некоторым запозданием, в это время в архитектуре России классицизм начинает усиленно вытесняться эклектикой. К концу 19 в. российская архитектура проходит путь развития от романтизма на начальном этапе к идеям и принципам реализма в конце века, являясь их объёмно-пространственным воплощением (от псевдоготики и эклектики к кирпичному стилю и модерну).

Победа в войне 1812 г. вызвала всенародный подъём, проявившийся в романтизме, в увлечении отечественной историей. В то же время, подавление в 1825 г. восстания декабристов и последовавшая вслед за этим реакция показали всю нежизнеспособность классицистического представления о гармонии интересов государства и личности, о просвещённом государе. Т.о. утратив высокое идейное звучание, классицизм в Российской империи превратился в сумму мёртвых догм, в казарменный стиль. Замену ему стали искать в увлечении европейской готикой, отражавшей представления о более романтичном и благородном периоде истории.

Крупнейшими представителями «псевдоготики» в России в основном были архитекторы Быковский, Бенуа, Брюллов. Все трое воспитывались в традициях классицизма, однако сохранив ясность архитектурного образа своих произведений смогли придать им иную эмоциональную направленность. Их творчеству принадлежат лучшие памятники России эпохи романтизма.

Творчеству Быковского Михаила Дормедонтовича принадлежит усадьба графини Паниной в Марфино под Москвой (1837-1839). Романтическое восприятие Быковского накладывает отпечаток на характер пространственных особенностей ансамбля. Здесь исчезает заданность осевых построений классицизма с обязательным преобладанием главной оси. Основные сооружения усадьбы (дворец, мостик и церковь) обрамляют вытянутое вдоль них пространство заросших прудов. Они организуют пейзаж, подчиняясь его же законам.

Работе Бенуа принадлежат вокзал, императорские конюшни, аптека, кавалерийские дома в Петергофе (1847-1851). Его творчество более монументально, оперирует крупными объёмами и осевыми построениями. Однако функция осевых построений полностью переосмыслена – они подчёркивают не регулярность, а живописность, соседствуют с ассиметричными построениями. Чёткость геометрических объёмов и гладких плоскостей в постройках сочетается с разнообразием картин, открывающихся с новых точек зрения.

Брюллов проявил себя в основном как мастер романтического интерьера, соединив лёгкость летящих линий готики с парадным пространством классицизма в интерьерах Зимнего и Мраморного дворцов (1837-1839). Его же работе принадлежит Лютеранская церковь св.Петра на Невском проспекте в Петербурге, построенная в 1832-1838 гг.

Но все эти архитекторы проектировали и в других стилях. Например, Быковскиймного построил храмов в «русско-византийском» стиле. Его интерес к новым железо-стеклянным конструкциям демонстрируют пассаж Голицына (1841-1842) и Купеческая биржа на Ильинке в Москве (1836-1838). Быковский, как и все другие архитекторы его времени, исходил из глубокой убеждённости, что стиль сооружения выбирается в соответствии с его назначением.

 

ТЕМА 9. Русско-византийский стиль (официальное и неофициальное направления)

В Европе с эпохи Возрождения, а в России со времени петровских преобразований единый поток развития архитектуры раздваивается на народное и профессиональное зодчество. На базе романтизма формируется мнение об искусственном прерывании Петром 1 художественного развития России и о необходимости возвращения к своим национальным истокам в архитектуре, т.к. вся архитектура основанная на традициях классицизма не соответствует местным нравам, обычаям, вкусам, климату и т.п. На фоне наличия «национального» готического стиля у Англии, отсутствие ярко выраженного своего национального стиля в России воспринималось с чувством некоторой ущербности. Поэтому многие архитекторы занялись его поиском.

Первым обратилось к проектированию в псевдостилях царское правительство. По прямому заказу Николая І, был создан «русско-византийский стиль», ставший одним из материальных воплощений формулы «самодержавие, православие, народность». Эта триада отражала официальное понимание национальной идеи России и русского народа (народности), как производное от самодержавия и православия. Т.о. предполагалось, что не народ творец истории, а самодержавие как воплощённая идея народа.

«Русско-византийский стиль» («ретроспективно-русский стиль»)был основан на той идее, что именно из Византии Древняя Русь приняла христианство и именно оттуда пришёл канон крестово-купольного четырёхстолпного храма. Одновременно, именно к 1830-м гг. Российская империя добилась большого успеха в войне против Турции (в 1828-1829 гг. И.Ф. Паскевич освободил от турок и присоединил к Российской империи г.Эривань – современный Ереван в Армении). Это формировало мысль об скором освобождении от турок г.Константинополя (Стамбула) – древней столицы Византийской империи, преемницей которой позиционировала себя Российская империя. Сущность стиля заключается в создании архитектурного образа на основе симбиоза форм и элементов средневековой русской и византийской архитектур. Его создателем стал архитектор Константин Тон.

Обычно «русско-византийский стиль» представлен храмом, крестообразным или квадратным в плане, с огромным центральным куполом на четырёх внутренних столбах, с четырьмя малыми «апостольскими» куполами на углах, с закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников. Многое было взято из владимиро-суздальской и раннемосковской архитектурных школ. Одним из первых влиятельных шагов по утверждению русско-византийского направления в архитектуре стало строительство в 1837-1883 гг. в Москве храма Христа-Спасителя посвящённого победе в войне 1812 г. по проекту К.Тона.

В 1830-1840-е гг. не делается различий между терминами «русский», «византийский», «греко-российский» стиль – каждый из них использовался для обозначения «национального» стиля для России. В понимании К.Тона типом зданий олицетворяющих идею русского народа являются московские храмы 15-17 вв., отражавшие идею «Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать». Большое значение для распространения ретроспективно-русского стиля, основанного на московско-ярославском наследии 15-17 вв., в гражданских постройках 19 в. оказало возведение Большого Кремлёвского Дворца и Оружейной палаты Московского Кремля (1839-1849, арх. К.Тон по заказу Николая І).

Обоснование К.Тоном через архитектуру идеи «официальной народности» вызвало появление «русского стиля» оппозиционного официальному направлению. Если «официально-академическое» направление «русского стиля» К.Тона опиралось на использование композиционных приёмов академического классицизма, только «одетых в русский костюм», то неофициальное «фольклорное» направление основывалось на изучении исконно народного творчества. Узоры, орнаменты, мотивы украшавшие предметы крестьянского быта, дерево как материал народной архитектуры становятся фирменным знаком этого направления, противопоставляемые академизму и отвлечённости классицизма. При необходимости применяются формы каменной, но допетровской, архитектуры, т.к. она тоже воспринималась как исконно народная. Неофициальное направление «русского» стиля оформилось к концу 1840-х гг., его родоначальником становится арх. Горностаев.

После смерти в 1856 г. Николая 1 и пересмотра насильственно навязывавшихся идеологических нормативов, государственная власть в России окончательно теряет былое влияние на художественный процесс, а архитекторы получают возможность самостоятельно заниматься поисками национального стиля. Начинается расцвет неофициального, демократического направления «русского» стиля, самым ярким проявлением которого стало появление в 1860-1870-х гг. «русского» стиля Гартмана-Ропета. Демократическое направление «русского» стиля в архитектуре родственно такому явлению как «народничество» в общественно-политической жизни страны.

Гартман Виктор Александрович (1834-1873) проектировал в основном постройки массового назначения, или постройки, рассчитанные на обслуживание широких масс народа. Среди его сооружений – Проект городских ворот в Киеве (1869), Зал народных чтений для выставки 1870 г., Народный театр для выставки 1872 г., Типография Мамонтова в Москве (1872), проект Морского отдела Русского павильона на Всемирной выставке в Вене 1873 г., многочисленные загородные дачи (Абрамцево под Москвой,1872), а также огромное количество эскизов для художественной промышленности – мебели, ламп, люстр, самоваров и т.д. Сооружения Гартмана подчёркнуто декоративны обилием и красочностью разнообразной орнаментики. Простой в основе узор при многочисленных повторах и вариантах превращает поверхности стен в гигантские орнаментальные панно.

Гартман использует подчёркнуто дешёвые «народные» материалы – дерево, холст, кирпич, майолика, которые не стремиться прикрыть штукатуркой, как того требовали правила классицизма.

Ропет Иван Павлович (наст. Петров Иван Николаевич, 1844-1908) – начал работать в области прикладного искусства на мебельной фабрике, используя в качестве образцов для своих изделий народные мотивы, придумывая различных павлинов, петухов, рукавицы, топоры, пёстро разукрашенную резьбу. Свои навыки оформления деревянной мебели и обязательно деревянных интерьеров по народным мотивам Ропет к концу 1860-х гг. переносит на стены архитектурных сооружений. Стиль Ропета определился как стиль загородных дач и жилых домов полусельских окраин. В этом виде строительства он смог достичь наибольшей характерности, найти законченные образы. Показателен его «Павильон России на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.», состоящий из сложного сочетания башен, крылец, галерей и др. объёмов, скомпонованных по строгим правилам классицизма, но щедро изузореных и пёстро разукрашенных по не менее строгим правилам «русского» стиля. Не менее красочны баня-«Теремок» в Абрамцево (1876-1878) и Павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896).

Несмотря на неповторимость построек в «русском» стиле Гартмана-Ропета, идеи народности, которые они хотели отразить, оказались слишком подчинёнными частностям, конкретным деталям. Мелочное, перенасыщенное, тяжеловесное (при всех вариантах), использование народных мотивов разрушает целостность впечатления. От чрезмерной дробности и детализации сооружения эстетически проигрывают. Эти особенности архитектурного образа сооружений были причиной появления в 1880-1890-гг презрительных кличек «петушиный стиль», «ропетовщина».

Не смотря на это, творчество Гартмана-Ропета оказало огромное влияние на строительную практику России второй половины 19 – начала 20 в. Их произведения оказались созвучными новому «городскому фольклору», обнаружив огромную жизнеспособность и заключённое в их основе здоровое начало. Мещанская архитектура, жилище городских низов – эта та область, в которой проявился здоровый симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества. Яркость красок, узористость, фантастичность и простодушность, импонировали вкусам городских низов, стали доступными для восприятия и воспроизведения в архитектуре широких слоёв населения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (СЕРЕДИНА 19 – НАЧАЛО 20 В.)

Согласовать текст лекцій і названія вопросов на экзамен в т ч про новейшіе конструкціі і матеріалы... Больш дакладна вызначыць сутнасць мадэрна а таксама прычыны знікнення і... больш зразумела выдзяліць прынцыпы дэкора мадэрне аддзяліць іх ад уласна массы ад канкрэтных прыклада...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 8. Зарождение эклектики в архитектуре России в первой половине 19 в. «Готический» стиль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. Исторические условия развития архитектуры в эпоху промышленного капитализма
Середина 19 – начало 20 вв. – это период становления капитализма. К этому времени в основном была завершена борьба с феодальными пережитками. Промышленное производство росло огромными темпами – так

Стальные конструкции
Само железо известно с 3 тыс. до н.э. (Месопотамия и Египет), но всегда процесс его изготовления был очень трудоемким. Лишь в 1783 г. был изобретен способ выплавки достаточно дешевого и качественно

Железобетон
Железобетон был известен в первой половине 19 в., но в строительстве применялась в основном сталь. Железобетон состоит из бетона и стальных прутьев диаметром 8-32 мм. Бетон – из песка, гравия, цеме

Универсальные магазины
Появление универсальных магазинов – результат развития массового индустриального производства, утраты непосредственного контакта между производителем и потребителем. Также они явились результатом р

ТЕМА 4. Всемирные промышленные выставки и их роль в развитии мировой архитектуры
Огромное значение на развитие промышленности и архитектуры всего мира оказали промышленные выставки. Лучшие из них приходились на 1850-1860-е гг. в условиях стремительного индустриального развития.

Зарождение эклектизма как метода архитектурного мышления
Еще в 18 в., в эпоху классицизма, изучение античных построек (что, собственно, и стало основой архитектуры классицизма), копирование их элементов в современных зданиях подтолкнуло развитые страны,

Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стилизаторство
Первые признаки эклектики, кроме копирования античности в собственно архитектуре классицизма, проявились ещё во второй половине 18 в. в увлечении английской «готикой». Но наследие прошлого было изв

Ретроспективные стили и причины заката эпохи историзма
Одним из ранних проявлений эклектики стало появление «псевдоготики» – стиля основанного на воспроизведении основных форм готики, в которой видели органическое единство жизни и худо

ТЕМА 7. Архитектура модерна
Возникновение стиля «модерн» К 1870-1880 гг. стало очень заметно снижение качеств зданий возводимых в эклектических стилях. Требования, вытекавшие из назначения здания пло

Сущность стиля
Философской и теоретической основой модерна была утопическая идея гармонизации и гуманизации жизни общества путём эстетического улучшения среды. Пропагандисты нового стиля честно верили в преобразо

Архитектурный декор в модерне
Утилитарное, польза выступают в модерне и как художественное, как красота. Одно не отделимо от другого. Архитектура в высшем её понимании – это не сооружение, которое украшают, а украшение,

Закат стиля и его значение в развитии мировой архитектуры
Стиль модерн очень быстро стал интернациональным, космополитичным. Лучшие достижения модерна становятся известными благодаря многочисленным международным архитектурным выставкам, печатным изданиям

Русский» стиль в 1880-1890-х гг.
К концу 1870-х гг. демократический вариант русского стиля, как и народничество, переживает кризис. На его основе формируются 2 направления: «археологическое» и «почвеническое», а также оживает и оф

ТЕМА 10. Рационалистическое направление в российской архитектуре
Около 1870-х гг. даёт о себе знать внестилевое (несоответствующее ни одному стилю) направление в архитектуре. Познее появление этого направления в архитектуре объясняется тем, что: 1) нужно было вр

ТЕМА 11. Архитектура русского модерна
В 1890-1900-х годах на общем ретроспективно-эклектическом фоне в российской архитектуре возникает стиль модерн. В России он принципиально не отличался от западноевропейского. Основное, что было хар

ТЕМА 13. Градостроительство в Беларуси середины 19 – начала 20 в.
В 1870-1880-е гг. на территории Беларуси сформировалась густая сеть железных дорог, что содействовало активному включению Беларуси в общероссийский и европейский рынки, накоплению капиталлов и уско

ТЕМА 14. Зарождение эклектики в архитектуре Беларуси. Псевдоготический стиль
С конца 18 в. на территории Беларуси, в недрах классицизма распространяется увлечение готикой, пришедшее из Англии. Одним из ранних примеров применения псевдоготики является ратуша в Чечерс

ТЕМА 15. Архитектура Беларуси в середине 19 – начале 20 в.
К середине 19 в. в архитектуре Беларуси распространяется эклектика. Она главенствовала прежде всего в зданиях массового назначения – доходные дома, учебные, административные и торгово-финансовые уч

Пседворусский стиль
Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело

Псевдоренессанс
Обращение к архитектуре ренессанса началось ещё в эпоху позднего классицизма. Влияние образцов зданий и сооружений ренессанса заметно уже в башне и парковом мосту Гомельского дворца. Обычно обращен

Псевдобарокко
В конце 19 в. в рамках авангардных поисков модерна, архитекторы обращаются к барочным скульптурным и декоративно насыщенным формам. Успешным и зажиточным слоям населения – предпринимателям и купече

Псевдороманский стиль
В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться перед

Стиль модерн в деревянной архитектуре
Не смотря на сугубую индивидуалистичность (а значит потенциально – элитарность) стиля «модерн», проекты зданий в котором могли позволить лишь достаточно обеспеченные заказчики, этот стиль получает

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги