Реферат Курсовая Конспект
Философское понятие общества. - раздел Философия, Тема: Философия, её роль в жизни человека и общества Термин Общество Служит Для Выражения Ряда Близких По Значению, Но В Тоже Врем...
|
Термин общество служит для выражения ряда близких по значению, но в тоже время различных понятий.
Например в России 19 века под обществом понимали любое собрание людей, связанных какими-либо условиями. Затем возникли понятия отражающие развитие буржуазных отношений: финансовых, буржуазных. Однако в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое собственно философское понятие общества.
Общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.
Такой подход наметился в Античной философии. Например, Демокрит считал, что люди пользуясь дарами природы не отличаются в этом от животных; под воздействием нужды и потребностей они научились делать орудия труда и строить жилища.
Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным, а государство рассматривал как развитое общество, как объединение общин, а община – развитая семья. В философии Нового времени, в частности Гоббс выделял два этапа развития общества: естественный и государственный (гражданский).
Гегель в противовес договорной теории рассматривал гражданское общество как сферу экономических отношений, которые он находил из понятия право.
Карл Маркс считал, что общество не состоит из индивидуумов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивидуумы находятся по отношению друг к другу, т.е. общество – само человечество, в его общественных отношениях – философия марксизма.
Современная западная философия также рассматривает общество, не как совокупность отдельных индивидуумов, а как совместные действия людей, интегрированные в социальные группы и системы.
Философское понятие «общество» включает в себя два главных признака:
1.Общество – обособившаяся часть природы;
2. Эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, несводимым к законам которые изучает естествознание.
Было бы ошибочно сводить общественные законы к биологическим; только люди способны производить орудие труда и при его помощи добывать средства существования. Общество представляет собой открытую динамичную систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамичной системой, общество изменяет постоянно свое состояние, развиваясь во времени, это развитие носит вероятностный характер. Общество включает в себя материальные и духовные компоненты, которые находятся во взаимодействии взаимном проникновении.
Обще принятым является выделять в обществе, как системе следующие подсистемы: 1. экономическая подсистема
2. социальная подсистема
3. политическая подсистема
4. духовная подсистема.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА:
Является экономика, которая в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, которая включает совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю. В узком смысле слова экономика – это народное хозяйство какой-либо страны или отдельной ее отрасли. Основой экономики следует признать материальное производство:
Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы являются сложной системой, которая включает в себя субъективные компоненты (трудящийся человек, технические научные знания, применяемые в процессе труда) и вещественные компоненты (орудия, средства производства). Производственные силы характеризуют уровень освоения человеком природы. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменением производственных сил начинается изменение всего способа производства. Каждая качественно новая ступень развития общественных сил соответствует определенным производственным отношениям.
Производственные отношения – материальные экономические отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения, потребления материальных благ. Они характеризуют прежде всего собственность как средство производства. В общественном производстве люди должны относится как собственники и не собственники. Ведущую роль в системе экономических отношений играет собственность наследства производства. В этой связи в истории общества выделяют следующие формы собственности:
Развитие материального производства рассматривается как основа исторического процесса. А экономическая подсистема выступает фундаментом всех остальных подсистем.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
В широком смысле слова термин «социальный» по объему и содержанию совпадает с термином «общественный». В узком смысле слова все, что относится к разновидностям социума (общества) Это семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, его деление на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим.
В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторической общности: родоплеменные, семья, племена, народы, нации…
Исторически первыми были родоплеменные общности, основанные на кровно родственных отношениях. Вместе с ними возникли первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития – от кровнородственной групповой к парной моногамной семьи. Носителями родовых отношений были племена, из которых вследствие развились народы и народности. Нации начинают формироваться в период развития буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в 17 веке на основе растущего товарного общения и местных рынков.
Нация – историческая общность людей, которая характеризуется общностью территориальных, экономических связей, языка, особенностями культуры и характера.
Социальные классы – Существовавшему приблизительно млн. лет первобытному строю присуши медленный темп социальных изменений. Однако примерно 7-8 тыс. лет назад этот строй подошел к важному рубежу – появлению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную и привела к возникновению классов, т.е. групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. В.И. Ленин дал определение классов –
Классы – большая группа людей, которые различаются по месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и следовательно по способам получения и размерам той доли общественных богатств, которой они располагают (место в общественной системе, отношение к средству производства).
В рамках каждого исторического типа общества выделяются основные и не основные классы. Основные – классы, которые непосредственно порождены данным способом производства. Не основные – связаны либо с прошлым экономическим укладом ли предшественники будущего общества.
Проблемам социальной структуры общества значительное внимание уделяется современными концепциями общественного развития. На ряду с понятием класс, выделяют понятие «социальная группа».
Социальная группа – определяется как коллективное единство, возникающее в результате свободного выбора заинтересованными лицами. Дальнейшая конкретизация понятия социальной группы получило развитие в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество согласно этой теории делится на слои – особые страты. Термин «страты» был заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологическом породе. Признаки, по которым можно относить людей к той или иной страте однозначно выделить невозможно. Однако в качестве некоторых из них выделяют: профессия (род занятий жизни, интересов, уровень образования, уровень жизни), доходы, уровень общности, социально-культурный стиль и образ жизни.
Различные социологи называют разное число страт, если их много, то их разбивают на 3 группы: высшие, средние, низшие.
Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которую подразделяют на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность – перемещение людей внутри одного и того же слоя.
Но больший интерес представляет вертикальная мобильность – перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот. Часть западных социологов полагают, что западное общество – открытое общество, характеризующееся высокой вертикальной мобильностью (мобильность которая поднимает статус), т.е. в нем имеются равные возможности на старте.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
План... Особенности философского знания Основные проблемы философии... Основные типы мировоззрения Функции философии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское понятие общества.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов