рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Современные Представления Об Индийской Средневековой Эстетике...

Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится за пределами этих учений, и прежде всего разнообразные эстетические суждения, разбросанные во множестве философских, религиозных и художественных текстов эпохи, до сих пор остается не только не изученным, но и невыявленным. Не предпринималось пока и каких-либо попыток определить место и роль эстетического в общей системе мировосприятия средневековой Индии. И все же, хотя современный уровень изученности индийской эстетики не позволяет ни обрисовать ее с достаточной полнотой, ни дать картину ее исторического развития, это не означает, что уже сейчас, на основании доступного материала, нельзя получить представления об общем характере индийского эстетического мышления. Напротив, есть все основания полагать, что учения кашмирской школы явились высшим теоретическим достижением эпохи. Об этом говорит не только глубина поставленных в них проблем, но и широта оказанного ими влияния.

«Средневековая эстетика» развивается в русле понятия «схоластика». Вся индийская философия развивалась в конкретных "школах" и обнаруживает много собственно учебных текстов. Самой нижней границей индийской философской схоластики следует признать IV-V века, именно к этому времени относятся первые образцы основного жанра, который освоили философы, – классического комментария (в рамках каждой школы нормативный комментарий назывался, как правило, бхашья, другие комментарии – вритти, варттика, тика, в некоторых случаях они специально не обозначались) к сравнительно кратким базовым текстам философских школ – прозаическим сутрам и стихотворным карикам, созданным преимущественно к концу периода древности. Впоследствии на начальные комментарии писались новые (субкомментарии), также становившиеся материалом для комментирования, и в ряд с ними выстраивались философские учебники, введения, трактаты по специальным вопросам (также со временем комментировавшиеся) и, наконец, компендии, излагавшие положения основных философских школ-даршан.

Становление индийской поэтики связано с именами таких древнеиндийских поэтов, как Калидаса и Бхамаха.

Калидаса (гг. рождения и смерти неизвестны), древнеиндийский поэт и драматург приблизительно 5 в.; индийская традиция относит жизнь Калидаса к 1 в. до н. э. Время жизни известнейшего писателя Древней Индии устанавливается с помощью косвенных данных и лишь приблизительно. Важнейшей хронологической вехой является надпись 473 г., в Мандасоре, имитирующая стиль Калидасы, а также содержащая несколько позаимствованных у него строф. В Айхольской надписи 634 г. Калидаса уже назван великим поэтом. Практически отсутствуют данные о жизни этого великого драматурга. Полагают, что он был придворным поэтом царя Чандрагупты II Викрамадитьи. По преданию, Калидаса был одной из знаменитых "девяти жемчужин", украшавших двор Викрамадитьи. Творчество Калидасы разнообразно по жанрам. Среди его произведений есть и лирика, и эпические поэмы типа кавья, и драматические произведения. В основе всех его произведений - человек, его переживания, заботы, радости и печали. Бесспорно принадлежащими Калидасе считаются: три натаки "Абхиджнянашакунтала" ("Сакунтала"), "Викраморваши" ("Мужеством добытая Урваси") и "Малавикагнимитра" ("Малявика и Агнимитра"); две эпические поэмы - "Рагхуванша" ("Род Рагху") и "Кумарасамбхава" ("Рождение Кумары") и одна лирическая - "Мегхадута" ("Облако-вестник"). Ему приписывается еще ряд произведений, но стилистический анализ их убедительно свидетельствует против такой атрибуции. Особое место занимает "Кунталешварадаутья" ("Посольство к царю Кунтале"), цитированное таким осведомленным автором, как Кшемендра, в его трактате "Аучитьявичарачарча" ("Рассуждение об уместности") в качестве принадлежащего Калидасе. Неизвестен даже жанр этого произведения, хотя предполагают, что это драма. "Род Рагху" - эпическая поэма типа кавья, состоит из 19 песен. В ней содержится легендарная хроника царствования Солнечной династии Рагху; к этой династии принадлежал легендарный герой Индии - царь Рама. Основное содержание поэмы - это рассказ о жизни и подвигах Рамы, его предков и наследников. Зерно сюжета "Рода Рагху" взято из эпоса "Рамаяна". В своем повествовании о мудрых и добродетельных царях - предках и потомках Рамы - Калидаса как бы поучает, каким должен быть благородный царь. Он убежден, что целью и смыслом деятельности правителя должна быть забота о благе подданных и процветании государства. Большой интерес представляет последняя, девятнадцатая песнь. В ней Калидаса дает описание царствования не идиллического мифического владыки, а весьма реального распущенного царя Агниварны. Бесславно кончается знаменитый род героев - род Рагху. "Рождение Кумары" - сюжетом для этой поэмы типа кавья послужило одно из мифологических преданий древней Индии о рождении бога войны Кумары (или Сканда). Этот эпос состоит из 17 песен. Калидасе, по мнению ученых, принадлежат лишь первые восемь. В этих восьми песнях поэт рассказывает о том, как Ума (она также называется Сати, Парвати, Гаури, Дурга, Кали) завоевывает любовь всемогущего и грозного бога Шивы. Очевиден тот факт, что содержание обеих эпических поэм Калидасы в основном опиралось на предшествующую эпическую традицию, включая пураны. Не менее очевидно, что поэт осмыслил этот богатейший материал в свете современности и отобрал то, что отвечало его пониманию прошлого как урока для настоящего и будущего.

"Облако-вестник" - поэма Калидасы, являющаяся выдающимся образцом древнеиндийской лирики: сюжет ее взят также из индийской мифологии. В первой части поэмы гений-полубог Якша, тоскуя вдали от родины и в разлуке с любимой, просит облако стать вестником для милой жены. Эта часть поэмы содержит описание пути облака из Центральной Индии к снежным вершинам Гималаев. Во второй же части рассказывается о сказочном, счастливом царстве бога богатства - Куверы, из которого был выгнан Якша и где осталась его жена. Далее говорится о глубокой скорби милой супруги Якши в разлуке с любимым.

"Мужеством добытая Урваси" - сюжет второй драмы Калидасы взят из индийской мифологии. Она посвящена истории взаимной любви небесной нимфы (апсары) Урваси и царя Пурураваса. Любовь заставляет жительницу небес сойти на землю, чтобы стать женой смертного человека. В этой драме апсара страдает от любви и мучается ревностью, как обыкновенная женщина. Небожительница Урваси предпочитает земную жизнь с любимым человеком пребыванию на небе в обществе богов.

Бхамаха(гг. рождения и смерти неизвестны), индийский учёный 2-й половины 7 в. Автор трактата "Поэтические украшения" в 6 частях, написанного в стихотворной форме. Описание различных риторических фигур (упама — сравнение, анураса — аллитерация и т.д.), анализ достоинств поэтической речи (гуна) и стиля (рити) — основное содержание трактата. Б. крупнейший представитель так называемой школы аланкара в индийской поэтике, считавшей риторическую фигуру (аланкара) душой поэтического произведения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги