ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным V История Искусства Как История Духа 121
...
V история искусства как история духа 121
Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" полагается в качестве порождающего начала этой эпохи, например, отдельные феномены готики генетически объясняются из духа готики (который при этом часто персонифицируется: "готический человек" как объяснение готического искусства). Конечно, этот дух представляет собой нечто реальное, а именно целостный феномен, из которого могут быть поняты частичные феномены. То, что он в свою очередь раскрывается из них, отнюдь не есть круг в доказательстве, но лишь адекватное методологическое выражение того, что здесь мы имеем дело с подлинной целостностью, в которой части познаются из целого, а целое — из частей. Но этим еще не объясняется, как возник этот "дух эпохи".
Краткий взгляд на генезис отдельного художественного произведения позволяет выделить несколько основных групп "факторов". Произведение искусства возникает как бы в вольтовой дуге между "воззрениями" художника (в данные мгновения его творчества) и задачей, поставленной ему сообществом, в рамках которого он творит, это не обязательно должно совершаться в форме задания. Ибо ситуация, когда художник сам ставит себе задачу, представляет собой достаточно позднее и исключительное явление. На обоих полюсах этой дуги помимо индивидуальных факторов действуют также и общие. Они принадлежат — в первом, самом грубом приближении, — в сущности, как и сам человек, трем сферам бытия: биологической, социологической и духовной. Установить их характер и способ их взаимодействия в каждом отдельном случае является задачей эмпирического искусствоведческого исследования.
В плоскости этих проблем лозунг "история искусства как история духа" получает теперь совершенно иной смысл. Теперь он по существу означает, что решающий, ведущий "фактор" искусства эпохи, или вообще искусства, следует искать не в телесно-душевных особенностях определенных биологически специфических групп людей, не в формах человеческого сообщества, но в факторах духовного мира. И этот тезис, если сообщить ему его истинный смысл, становится глубоко верным и плодотворным.
Но человеческий дух получает свою самую глубокую и конкретную определенность через свое отношение (в том числе и негативное) к абсолютному духу: через свое отношение к Богу. "Ибо как человек соотносится с Богом, так соотносится он и с самим собой, с окружающими его людьми, с природой и с духовным миром" (Франц фон Баадер).
В методе это должно было бы отразиться таким образом, что при генетическом объяснении искусства эпохи исходным пунктом стало бы отношение к Богу. История искусства как история духа становится при таком конкретном понимании историей искусства как историей религии. Ядром же ее стала бы "история искусства как история культа". Ибо там, где отношение к Богу понимается серьезно, оно выражается в культе; подобно этому и с исторической точки зрения преобладающее число всех значительных художественных созданий мировой истории представляет собой культовые сооружения и культовые образы, даже если они принадлежат секуляризованным или неявным культам. "Благочестие без культа — это миросозерцание, настроение, но не религия" (О. Казель)94.
И весьма характерно для "истории искусства как истории духа" в ее первой фазе, что она остановилась перед этим последним шагом. Она хотела дать историю искусства как историю "миросозерцания". Миросозерцание было модным словом этой фазы научной истории, излюблен-ным именно потому, что само понятие отличалось крайней расплывчатостью. Там же, где история искусства выступает как история религии, она довольствуется — в субъективистской и экспрессионистской манере — экскурсами в историю религиозных умонастроений или "религиозного мышления".
Характерным примером этого является знаменитое сочинение Дворжака "Идеализм и натурализм в готиче-
94 "Отход от истинного культа и безразличие к нему — это лишь промежуточная стадия между ним и бесовским культом, первые признаки которого мы уже можем сегодня наблюдать" (Franz von Baader. Gesammelte Werke, III / Hrsg. von Franz Hoffmann. Leipzig, 1853, 327).
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11
ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1.
Далее, к
Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15
кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Теория искусства имеет первенство перед историей. Лежащая в о
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21
его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23
Начиная с Ригля история искусства снова возвращается к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не были включены в этот том12.
3. История искусства в современности
Развитие истории искусства как науки по своему значе
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31
Мне представляется, однако, что этот способ рассмотрения имеет еще более глубокое значение для совреме
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы
Что касается, наконец, метода истории искусства, то существенное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и притом в проц
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному произведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45
предмет, соответствующий этому понятию? Что это такое — "художественная воля"? По этому вопросу с
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61
сти и собственной динамики должно все в большей степени развиваться "оптическое" искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведений, сравнивать последние друг с другом и классифицировать их по их свойствам, из идентичности свойств выводить генетические связи (свя
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работает "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвинутые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту ситуацию неизменной. Говор
К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения
Среди различных предметов, которые должна исследовать вторая наука об искусстве, отдельные художественные создания занимают особое место именно потому,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" установке, и вполне определенными художественными свойствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87
Верно, что при этом вместо первоначального художественного создания возникло другое; до понима
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концентрируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произведения, определяется опять-та
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95
заданные этой установкой свойства. Спрашивать о других свойствах бессмысленно, это прямой путь
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пласта теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближайшим исходным пунктом должна была бы стать та глубокая перемена, которая столь явстве
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127
произведением. Совершенство в этом мире есть асимптота, так что художник неизменно вновь должен нач
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли шившееся вследствие формалист
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151
6. Ранг и ценность.
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву.
Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159
верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто.
Весь прогресс современной истории искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183
видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения праздничным одеянием.
Подобно тому как наряду со спокойным противопоставлением третьего
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219
вполне в духе теории множеств, существуют целые "множества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231
в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253
мы знаем теперь и
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255
Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173
В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искусства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загадкой. Чего простом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов