Тема 7. Литературное произведение как художественное целое
Тема 7. Литературное произведение как художественное целое - раздел Литература, Основы теории литературы Понятие Текста. Художественный Текст Как Система. Текст И Контекст. Заголовоч...
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста и интертекста.
Лингво-поэтические уровни воплощения художественного смысла (или образно-художественной выразительности) в литературном произведении: образно-тематический, ритмико-фонетический, лексико-семантический (стилистический), структурно-композиционный.
Субъектно-объектная организация произведения и предметный мир произведения. Способы воплощения авторской позиции.
Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, соподчиненных данному содержанию.
Литературное произведение в его научном рассмотрении Принципы рассмотрения произведения: комментарий, анализ, интерпретация, контекстуальное изучение. Сопряжение анализа художественной формы с освоением содержания (смысла) произведения как важнейшая задача литературоведения. Специфика литературоведческих интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Обоснование принципов научной интерпретации и проблемы контекстуального изучения.
Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Методы литературоведческого рассмотрения (биографический, историко-литературный, системно-типологический, мифологический, интертекстуальный и др.).
Выразительные средства, связанные со значением слова. Понятие тропов и их виды. Метафора. Метонимия. Эпитет. Перифраз. Олицетворение. Аллегория. Символ. Оксюморон.
Поэтические фигуры как средство усиления эмоциональности речи. Анафора, эпифора, гипербола, риторические приемы (повторы, обращения, вопросы и восклицания). Семантические и синтаксические приемы со- и противопоставления в поэтической речи. Антитеза. Природный и психологический параллелизм. Система бинарных оппозиций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,
Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич
Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс
Тема 3. Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про
Тема 4. Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет
Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде
Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон
Тема 10. Закономерности исторического развития литературы
Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности.
Соотношение понятий метод
К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,
К теме 3. Роды литературы
Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.
К теме 4. Литературные жанры
Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду.
Поиск единых оснований для жанровой классификац
К теме 7. Литературное произведение как художественное целое
Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет
К теме 9. Стихосложение
Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
Размеры класс
К теме 10. Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития
Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса.
2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя.
3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы
Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира.
2. Специфика драматического конфликта.
3. Роль и значение сценических моно
Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики.
2. Лирическое переживание и способы его воплощения.
3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин.
2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины.
3. Понятие искусства. Художествен
Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов