рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вставные конструкции в поэтической речи М. Цветаевой

Вставные конструкции в поэтической речи М. Цветаевой - Дипломная Работа, Вводные и вставные конструкции в поэтической речи Цветаевой Вставные Конструкции В Поэтической Речи М. Цветаевой. Пунктуационное Оформлен...

Вставные конструкции в поэтической речи М. Цветаевой. Пунктуационное оформление вставок.

Структура вставных единиц Всего привлечено к описанию около 80-ти осложняющих конструкций, которые встречаются в поэтической речи. Пунктуационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным.

В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке вместительном. Скобки лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире Ломоносов М.В. Указ. соч. С.437 Еще со времен Евгения Онегина Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах.

Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции.

Учеб. пособие М 1969. С.15 В текстах М.И. Цветаевой большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире Кладбище вещий крик совы Мне страшно! Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы 73,30 Для того я в проявленном - сила Все родное на суд отдаю 73,37 Разбросанным в пыли по магазинам Где их никто не брал и не берет Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. 73,38 Чуть полночь бьют куранты, Сверкают диаманты, Инкогнито пестро.

Опишешь ли, перо, Волшебную картину? 75,50 И пропастью в груди что нужды В сем косное грудь в грудь? 75,246 Другой же к стеночке пошел Искать прибыли.

И гордец же был-сокол! Разом выбыли.

А из тучи-то хвала - Диво дивное! Соколиная стрела, Голубиная 75,247 Ты сам мне подал - слишком много - Я жажду сразу - всех дорог! 73,33 Вы можете - из-за других - Моих не видеть глаз, 73,41 Так в ночь глядит - последними глазами - Наложница последнего царя. 73,193 Да сними - не забудь же - Образочек с груди. 73,99 В грозовом - безумном небе - Лед и кровь. 73,99 Душой не лучше и не хуже, Чем первый встречный - этот вот Чем перламутровые лужи, Где расплескался небосвод. 75,67 и др. Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы от минимальной и простейшей например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли до сложного предложения и даже целого абзаца.

Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, вставное сложное предложение вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция вставной абзац вставное самостоятельно оформленное предложение риторический вопрос. Тексты М.И. Цветаевой содержат следующие структурные типы вставных конструкций 1 слово Не поздно еще Нам птицы не пели. 75,288 С куклой с любовником! и с красотой. 75,260 А если спросят научу! 75,207 Нищих - как ночь - сыновей 73,92 Руки, прикрывающие пах, Девственниц и плети 73,221 Выполнив проблагоухав тонете 73,238 Гору горя своего народа Стапятидесяти Госиздат 73,295 2 свободное словосочетание Ты сам мне подал - слишком много - Я жажду сразу - всех дорог! 73,33 Трепещущей своре Простивший олень - Которому пробил Георгиев день. 73,183 Государыню с престола Свергши с оного сошед 73,276 3 самостоятельное простое предложение самый распространенный тип вставок Гипсовый? Из глыбы высечен Бог - и начисто разбит! 73,277 Кладбище Вещий крик совы Мне страшно! Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы 73,30 Для того я в проявленном - сила Все родное на суд отдаю 73,37 А все ж с пути сбиваюсь Особо - весной! 73,143 Все перебрав и все отбросив В особенности - семафор! 73,242 Так, узником с тобой наедине, Или ребенок говорит во сне? 73,72 За навязанные им ночи, И целуют и пьют насильно! 73,227 К детским снам клонясь неутомимо, Без тебя лишь месяц в них глядел! 75,41 Другой к стеночке пошел Искать прибыли.

И гордец же был - сокол! Разом выбыли. 75,247 А еще, несмотря на бритость, Сытость, питость моргну - и трачу! 75,309 В работе хаосом зовут Бездельники оставив стол, Оставив стул - куда ушел? 75,440 При этом возможно сочетание предложений О, этот не самовольно прерван! Нож черезчур остер! И - вдохновенно улыбнувшись - первым Взойти на твой костер. 75,197 В последние двери - Простертым свечением рук Я краске не верю! Здесь пурпур - последний из слуг! 75,301 Ты, лбом обозревая дали, Вдруг по хлебам - как цеп Серебряный Прервать ли? Дитя! Загубишь хлеб! 73,259 4 сложное предложение Я для ослика достану хлеба, Не увидят, не услышат я легка 75,46 Сопровождаю я тебя верхом.

Я - девочка с тебя никто не спросит! 75,127 Свет Падающая вода Чадры. Не прикажу - не двинешься! 75,290 Понравься Руки уже свежи, Взор смутен, персты не гнутся 75,366 Умыслы сгрудились в круг. Судьбы сдвинулись не выдать! Час, когда не вижу рук 73,244 Хлынула ночь! Слуховых верховий Час когда в уши нам мир - как в очи! 75,344 В лад и в ряд. Говорят, что на дне оврага, Может - неба на дне! 75,364 Обнимаю тебя кругозором Гор, гранитной короною скал. Занимаю тебя разговором - Чтобы легче дышал, крепче спал 75,451 В текстах М.И. Цветаевой встречаются вставные придаточные части Разбросанным в пыли по магазинам Где их никто не брал и не берет 73,57 Без переправы В рай - насулила, Чтоб моей лестью Все тебе птицы 75,272 Краем стекла Хоть краешком Стекла! Мертвец настойчивый, В очах - зачем качаешься? 75,371 5 вставное самостоятельно оформленное предложение риторический вопрос Чуть полночь бьют куранты, Сверкают диаманты, Инкогнито пестро.

Опишешь ли, перо, Волшебную картину? 75,50 Уж не тебя ль, Князь мой нелжив? Озером - Жаль, Деревом - Див. 75,234 И пропастью в груди что нужды В сем косное грудь в грудь? 75,246 Или мужичонка, на круг должный, За косу красу - да о косяк? Может, людоедица с Поволжья Склабом - о ребяческий костяк? 75,259 Не гордыня ли Неодоленна твоя, Немоленна твоя? Провалена твоя! 75,275 Пожалейте! В сем хоре - сей Различаешь? В предсмертном крике 75,326 Тсс А ежели вдруг всюду же Провода и столбы? лоб Заломивши поймешь трудные Словеса сии - лишь вопль 75,328 6 простое предложение, осложненное вводными словами Или мужичонка, на круг должный, За косу красу - да о косяк? Может, людоедица с Поволжья Склабом - о ребяческий костяк? 75,259 Может, гость-хромоног Костылем о порог? Вдоль хребта холодок - Рокоток-говорок 75,268 Таким образом, по синтаксическому строению в поэзии М.И. Цветаевой чаще всего встречаются по преимуществу вставные единицы, состоящие из простых и сложных предложений. 3.2. Позиция вставной конструкции в предложении.

Функции вставок Вставные конструкции отличаются меньшей свободой расположения, чем вводные.

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце.

Для вставок исключена позиция абсолютного начала во включающем их предложении.

Вставные конструкции, соотносящиеся с включающим высказыванием в целом, очень часты в текстах М.И. Цветаевой.

Такие вставочные единицы находятся в интерпозитивном положении более 30 от общего числа вставок Для того я в проявленном - сила Все родное на суд отдаю, Чтобы молодость вечно хранила Беспокойную юность мою. 75,55 Смешно от щедрот незваных Мне ваших, купцы! Сама воздвигаю за ночь мосты - Мосты и дворцы.

А что говорю - не слушай! Все мелет - бабье! Сама по утру разрушу Творенье свое. 75,144 И над пропастью в груди что нужды В сем косное грудь в грудь? Архангельской двуострой дружбы Обморочная круть. 75,246 Другой к стеночке пошел Искать прибыли. И гордец же был - сокол! Разом выбыли.

А из тучи-то хвала - Диво дивное! Соколиная стрела, Голубиная 75,247 Не оторвусь! Отрубите руки! Пуще чем женщине В час разлуки - Час Бьет. 75,249 Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту более 60 от общего числа вставок Я для ослика достану хлеба, Не увидят, не услышат я легка Я игрушек не возьму на небо Увези меня с собою в облака! 75,46 Чуть полночь бьют куранты, Сверкают диаманты, Инкогнито пестро.

Опишешь ли, перо, Волшебную картину? Заслышав каватину, Раздвинул паутину Лукавый Фигаро. 75,50 Душой не лучше и не хуже, Чем первый встречный - этот вот Чем перламутровые лужи, Где расплескался небосвод. 75,67 Ты к умирающему едешь в дом, Сопровождаю я тебя верхом.

Я - девочка с тебя никто не спросит! Поет рожок меж сосенных стволов - Чту означает, толкователь снов, Твоих кудрей доврйменная проседь? 75,127 Какие дни нас ждут, как Бог обманет, Как станешь солнце звать - и как не встанет Так, узником с тобой наедине, Или ребенок говорит во сне? Предстало нам - всей площади широкой Святое сердце Александра Блока. 75,180 У раздорожного креста Раскрыл глазочки.

Ведь тот ребенок тоже сирота Сынок безотчий . 75,194 Наобмирала , Насоловьила.

Без переправы В рай - насулила, Чтоб моей лестью Все тебе птицы В рай тот нивесть чей, В рай тот персидский 75,272 Возле любви - Тихие вихры Наш - или ихний? Возле Любови - Целые сомны Наш - или темный? 75,276 Однако законы поэтического синтаксиса допускают возможность и препозиции для подобных парантез всего 10 от общего числа вставок О, этот не самовольно прерван! Нож черезчур остер! И - вдохновенно улыбнувшись - первым Взойти на твой костер. 75,197 Трепещущей своре Простивший олень - Которому пробил Георгиев день. 75,221 Ибо странник - Дух, И идет один , До начальных глин Потупляя слух 75,295 Вставка в поэтических текстах М.И. Цветаевой может соотноситься - со сказуемым 45 конструкций от общего числа Будет с сердцем не воюй, Грудь Дианы и Минервы! 75,62 Сама воздвигаю за ночь мосты - Мосты и дворцы.

А что говорю - не слушай! Все мелет - бабье! 75,144 О, этот не самовольно прерван! Нож черезчур остер! И - вдохновенно улыбнувшись - первым Взойти на твой костер. 75,197 Трепещущей своре Простивший олень - Которому пробил Георгиев день. 75,221 Без переправы В рай - насулила, Чтоб моей лестью Все тебе птицы 75,272 Дай! На языке двуостром На Двуострота змеи! 75,285 Стрела свистнула да спи, Смерть подушками глуша 75,317 - с второстепенными членами дополнением, обстоятельством - 35 конструкций от общего числа Так, узником с тобой наедине, Или ребенок говорит во сне? 75,180 Поклонись, глава, могилкам Бунтовщицким.

Тоже праведники были Не за гривну! 75,248 С куклой с любовником! и с красотой. 75,260 Возле любви - Тихие вихры Наш - или ихний? Возле Любови - Целые сомны Наш - или темный? 75,276 Чтобы в стихах Свалочной яме моих Высочеств! 75,289 За навязанные им ночи, И целуют и пьют насильно! 73,227 А еще, несмотря на бритость, Сытость, питость моргну - и трачу! 75,309 Вставные компоненты, актуализирующие подлежащее немногочисленны у М.И. Цветаевой - всего 20 конструкций от общего числа.

Они, как правило, находятся в постпозиции Будет он ему сейчас Года три или четыре - Аля Это будет в мире - В первый раз 75,62 Душой не лучше и не хуже, Чем первый встречный - этот вот 75,67 И толк о немце, доколе не надоест, И желтый-желтый - за синею рощей - крест 75,116 У раздорожного креста Раскрыл глазочки.

Ведь тот ребенок тоже сирота Сынок безотчий . 75,194 Масляница! Вафельница! Румяная Висельница! Блины, вафли, Сахар, мед! 75,270 Легонькой искры хруст, Взрыв - и ответный взрыв.

Недостоверность рук Рукопожатием скрыв! 75,283 Помимо основной функции - передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями.

В поэзии М.И. Цветаевой имеют место вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно - определительную связь - 42 от общего числа вставок Я для ослика достану хлеба, Не увидят, не услышат я легка 75,46 Чуть полночь бьют куранты, Сверкают диаманты, Инкогнито пестро.

Опишешь ли, перо, Волшебную картину? 75,50 Для того я в проявленном - сила Все родное на суд отдаю 75,55 Сопровождаю я тебя верхом.

Я - девочка с тебя никто не спросит! 75,127 Сама воздвигаю за ночь мосты - Мосты и дворцы.

А что говорю - не слушай! Все мелет - бабье! 75,144 Так, узником с тобой наедине, Или ребенок говорит во сне? 75,180 Трепещущей своре Простивший олень - Которому пробил Георгиев день. 75,221 А из тучи-то хвала - Диво дивное! Соколиная стрела, Голубиная 75,247 Вставочные конструкции, обозначающие временные и пространственные отношения составляют в поэтических произведениях М.И. Цветаевой 9,5 от общего числа И толк о немце, доколе не надоест, И желтый-желтый - за синею рощей - крест 75,116 Час, когда вверху цари И дары друг другу едут. Час, когда иду с горы Горы начинают ведать.

Умыслы сгрудились в круг. Судьбы сдвинулись не выдать! Час, когда не вижу рук . 75,329 Расстраиваться! В сем июне Ты плачешь, ты - дожди! 75,350 Обо мне, плавучем острове По небу - не по водам! 75,377 В него же седей - день ото дня! Сей мощи, и плещи, и гуще - Что нужно кусту - от меня? 75,437 Незначительную группу составляют вставки, выражающие причинно - следственные и целевые отношения - 6 от общего числа вставок О, этот не самовольно прерван! Нож черезчур остер! И - вдохновенно улыбнувшись - первым Взойти на твой костер. 75,197 Поклонись, глава, могилкам Бунтовщицким.

Тоже праведники были Не за гривну! 75,248 За навязанные им ночи, И целуют и пьют насильно! 73,227 Небольшую группу представляют в поэзии М.И. Цветаевой парантетические конструкции, содержащие качественно - эмоциональную оценку высказывания.

Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха - 10 от общего числа вставок Не гордыня ли Неодоленна твоя, Немоленна твоя? Провалена твоя! 75,275 Не поздно еще Нам птицы не пели. 75,288 - Но я ее - недоуменно - любил? 75,345 - Где же пушкинское взрыд Чувство меры? Чувство моря Позабыли - о гранит 75,412 Я думаю уж никому не по нраву Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид 75,454 Вас и на ложе неверья гложет Червь бедные мы! 75,469 Кладбище вещий крик совы Мне страшно! Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы 73,30 Еще не такие песни Я слушала ночью темной Откуда такая нежность? На самой груди певца 73,53 В грозовом - безумном небе - Лед и кровь 73,99 В горний лагерь лбов Ты и мост и взрыв.

Самовластен - Бог И меж тем ревнив . 75,295 Немного М. Цветаева использует вставочные конструкции, которые самым своим лексическим содержанием подчеркивают выполняемую ими функцию Будет он ему сейчас Года три или четыре 75,62 У раздорожного креста Раскрыл глазочки.

Ведь тот ребенок тоже сирота Сынок безотчий . 75,194 Не оторвусь! Отрубите руки! Пуще чем женщине В час разлуки - Час Бьет. 75,249 Ночь - как воры, Ночь - как горы, Каждая из нас - Синай Ночью 75,364 Около 25 парантез в поэзии М.И. Цветаевой содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик Смугловистым ящером Ишь - в меха еловые! 75,277 Дай! На языке двуостром На Двуострота змеи! 75,285 Ибо странник - Дух, И идет один , До начальных глин Потупляя слух В горний лагерь лбов Ты и мост и взрыв.

Самовластен - Бог И меж тем ревнив . 75,295 Жизнь двоедушье Дружб и удушье уродств.

Седью и сушью Ибо вожатый - суров 75,298 Голос, бьющийся в прахе Лбом - о кротость Твою, Гордецов без рубахи Голос - свой узнаю! 75,306 О по каким морям и городам Тебя искать? Незримого - незрячей 75,326 Монистами-сбруями Гривастых теней Монистами! Сбруями Пропавших коней Монистами-бусами Гривастых монет Монистами! Бусами Пропавших планет 75,341 Так вплелась в мои русые пряди - Не одна серебристая прядь! 75,452 Буду ждать тебя пальцы в жгут - Так Монархини ждет наложник Терпеливо, как рифмы ждут, Терпеливо, как руки гложут.

Буду ждать тебя в землю - взгляд, Зубы в губы. Столбняк. Булыжник. Терпеливо, как негу длят, Терпеливо, как бисер нижут. 75,330 Таким образом, вставные структуры в поэтических текстах М.И. Цветаевой в большинстве случаях соотносятся с высказыванием в целом и занимают постпозитивное положение. 45 вставок от общего числа соотносится со сказуемым и занимает постпозицию.

Немногочисленную группу вставных конструкций составляют соотношения с подлежащим - 20 . Они занимают постпозицию. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций вставочных единиц в поэтических текстах М.И. Цветаевой. Значительную группу составляют парантезы, выражающие пояснительно - определительные отношения.

Характерны для лирики М. Цветаевой вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантетические конструкции, которые передают качественно-эмоциональную оценку. Заключение Проанализировав вводные и вставные конструкции, встретившиеся в синтаксисе поэтических произведений М.И. Цветаевой, можно сделать следующие выводы 1. Вводные конструкции, использованные Цветаевой, делятся на 5 семантико-функциональных групп а со значением модальной оценки, выражающие различную степень достоверности сообщения неуверенность, сомнение, возможность, предположение, уверенность б указывающие на источник сообщения в указывающие на стремление говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемому, вызвать у него то или иное отношение к высказыванию г указывающие на эмоциональное отношение говорящего к содержанию высказывания д указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения.

Наиболее многочисленной является первая группа конструкций.

При этом широко распространены вводные компоненты, выражающие неуверенность, сомнение, возможность, предположение. Совсем не используются в поэзии Цветаевой вводные конструкции, показывающие степень обычности того, о чем говорится указывающие на приемы и способы оформления мыслей выражающие экспрессивность высказывания, а также вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится. 2. По структуре вводные конструкции в поэтической речи М. Цветаевой представляют собой слова, словосочетания и предложения.

При этом наиболее часто употребляются именно вводные слова, которые у Цветаевой выражаются модальными словами, а также именами существительными, прилагательными, наречиями, категорией состояния, глагольными формами. Можно отметить, что круг единиц, использующихся Цветаевой в качестве вводных, не отличается большим разнообразием. Вводные предложения, использованные поэтом, соответствуют по структуре односоставному безличному предложению.

Вводные конструкции в синтаксисе М. Цветаевой преимущественно находятся в начале или середине предложения, намного реже в конце. Чаще вводные компоненты относятся к содержанию предложения в целом, хотя нередко встречаются и случаи, когда данные конструкции поясняют содержание отдельных членов предложения. 3. Функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны. В текстах поэтических произведений М. Цветаевой вводные конструкции в своем большинстве принадлежат к слою нейтральной лексики.

Лишь в единичных случаях встречаются вводные слова с разговорной окраской. 4. Вставные единицы в текстах М. Цветаевой в большинстве случаях оформлены с помощью скобок, хотя присутствует и оформление в виде тире. По синтаксическому строению чаще всего встречаются вставные компоненты, представленные простыми или сложными предложениями. 5. Вставные конструкции в лирике М.Цветаевой многофункциональны и играют важную роль при формировании структуры художественного текста.

В частности, в качестве типичных функций вставок можно отметить детализацию, мотивировку образа, организацию взаимодействия с читателем, передачу информации эмоционально-экспрессивного характера в этом случае выделение вставок представляется менее мотивированным. Вставные конструкции обычно более употребительны в текстах прозаических, а не лирических, поскольку вставки нарушают ритмико-интонационную организацию текста. Кроме того, особая ассоциативно-логическая связь информативных блоков или зрительных образов в рамках поэтического текста позволяет обходиться без подобных графических средств актуализации.

Однако яркие особенности идиостиля поэтессы, к которым относятся, прежде всего, жесткий ритм, обрывочность фраз, усложненная синтаксическая структура предложений, обилие знаков препинания и т.п. обусловливают широкое использование вставных конструкций в поэтическом синтаксисе М.Цветаевой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вводные и вставные конструкции в поэтической речи Цветаевой

Проблема вводных и вставных компонентов привлекает к себе пристальное внимание исследователей на протяжении всей истории отечественной лингвистики. … Это привело к тому, что в науке до сих пор отсутствует четкое представление о… Даже сам термин вводность долгие годы в лингвистике понимался весьма широко, трактовался неоднозначно и вследствие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вставные конструкции в поэтической речи М. Цветаевой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема вводных и вставных конструкций в отечественной лингвистике
Проблема вводных и вставных конструкций в отечественной лингвистике. Проблема состава и границ вводных и вставных конструкций. Вопрос о грамматической природе вводных компонентов В лингвисти

Функционально-семантические группы вводных конструкций
Функционально-семантические группы вводных конструкций. В основном значении вводных слов обобщаются более частые типовые значения, выражаемые определенными группами слов, словосочетаний и т.д котор

Вставные конструкции как синтаксическое явление
Вставные конструкции как синтаксическое явление. На ранних этапах развития русской науки о языке вопрос о вставочных конструкциях специально не выделяется. Отдельные указания по этому поводу мы нах

Вводные конструкции в поэзии М. Цветаевой
Вводные конструкции в поэзии М. Цветаевой. Структура вводных компонентов. Соотношение с частями речи Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценка высказанного могут быть переда

Позиция вводных компонентов в предложении
Позиция вводных компонентов в предложении. Вводные единицы относятся или к предложению в целом, или к отдельным его частям. Нередко этим определяется место вводных единиц в структуре основно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги