рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва

Работа сделанна в 2003 году

Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва - - 2003 год - Нравственный Смысл Смерти В Философии Владимира Соловьёва Т.ю. Андреевская М...

Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва Т.Ю. Андреевская Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.167-172 Среди множества проблем современного общества представляется актуальным выделить проблему ярко выраженного обесценивания человеческой жизни.Пожалуй, вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумывался бы о смысле своего существования, о предстоящей смерти, ведь как бы удачно не складывалась жизнь и как бы она не была длительна — конец ее неизбежен.

Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции.Поразительно, но именно смерть делает нам близкими общие заботы, она объединяет нас глубоко прочувствованными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб.

Всеобщность смерти напоминает нам о позитивном объединении людей, которое существует, несмотря на все жестокие разногласия и конфликты. Несомненно, проблема смерти во всей своей сложности и противоречивости относится к числу вечных и не постигнутых проблем духовной культуры человечества. Эта проблема рассматривалась с разных точек зрения: биологической, психологической, геронтологической, религиозной, и каждая из них имеет право на существование.Но по своей глубинной сути — это прежде всего философская проблема, и кто только из великих мыслителей не соприкасался с нею. На русской почве интерес к проблеме смерти подпитывался разнородными тенденциями.

С одной стороны, на Руси хорошо помнили святоотеческий тезис Иоанна Дамаскина: «Философия есть помышление о смерти» [1]. С другой стороны, интерес к проблеме смерти вызван мистической литературой в масонском обиходе.Масонам удалось создать концепцию поступка, в свете которого безнадежная необратимость времени резко повысила в ранге моральную ответственность «я» в мире других и всех «я» перед Богом. Проблема смерти в русской философии стала одной из магистральных. Она рассматривается в качестве реального объекта для мысли не в привычном биологическом и психологическом, а в философско-этическом аспекте, где определяющим является нравственный смысл смерти.

Смысловая направленность человеческой жизни зависит от того, как человек воспринимает факт своей смерти.Придает ли смерть жизни смысл? Или в связи со смертью жизнь теряет всякий смысл? Рассмотрим взгляд на эту проблему крупнейшего представителя русской мысли последней трети девятнадцатого века Владимира Сергеевича Соловьёва, творческое наследие которого велико и многогранно. «Смерть вообще есть дезинтеграция существа, распадение составляющих его факторов», — пишет Соловьёв [2]. Он определяет смерть как то основное, чем человек тяготится и чем он не доволен в данной действительности.

По его мнению, люди, желающие подняться выше наличной действительности — желающие стать «сверхчеловеками» — должны чувствовать смерть как нестерпимое противоречие, и они не могут принять этот видимый итог человеческого существования за окончательный.

Соловьёв не принимает смиренное подчинение неизбежной трагичности бытия и, возмутившись беззаконием своего уничтожения, говорит о попытке преодоления смерти. Он сравнивает завершение человеческой жизни со смертью животного.Человек знает, что он живет только один раз, и что он смертен, и из осознания своей смертности начинает задумываться над смыслом своего существования.

В отличие от человека, животное не борется со смертью, так как не может ее осознавать. Исходя из этого сравнения, философ приходит к убеждению о том, что смертность животного ему не в укор и не в характеристику. Он употребляет слова «человек» и «смертный» как синонимы.То есть, несмотря на то, что человек в отличие от животного осознает конечность своего существования, он по-прежнему не может противостоять смерти и становится в конечном итоге ею побежденным.

Эта мысль и наводит философа на идею «сверхчеловека», который должен быть, прежде всего, победителем смерти, «…освободителем человечества от тех существенных условий, которые делают смерть необходимою…» [3] Если для простого человека смерть неизбежна, то для «сверхчеловека» должны быть условия, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев, воскреснуть для вечной жизни. Соловьёв сомневается в окончательной победе смерти над человеком, ибо нет возможности доказать это заранее, так как смерть — это нечто такое, что лежит за пределами нашего сознательного опыта. (Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный.

Когда умирают наши близкие, происходит расставание человека в пространстве, и мы понимаем, что никогда его больше не увидим, это есть переживание смерти). Соловьёв говорит о возможности существования условий, полнота которых требуется для торжества над смертью. «Те условия, при которых смерть забирает над нами силу и побеждает нас, — они-то нам достаточно хорошо известны и по личному, и по общему опыту, так, значит, должны быть нам известны и противоположные условия, при которых мы забираем силу над смертью и в конце концов можем победить ее» [4]. Таким образом, идея о «сверхчеловеке» находит свое продолжение в идее воскресения из мертвых, то есть в бессмертии. «Задача смелая.

Но смелый — не один, с ним Бог, который им владеет» [5]. Интересным, с точки зрения изучения проблемы, представляется то, как Соловьёв раскрывает понятие смерти через понятие любви истинной, говоря о несовместимости любви с неизбежностью смерти, «… любить можно только живое, конкретное, а, любя его действительно, нельзя примириться с уверенностью в его разрушении» [6]. Он требует бессмертия для любимого человека, и здесь же утверждает, что это самое бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни. «Для большинства человечества жизнь есть только смена тяжелого механического труда и грубочувственных, оглушающих сознание удовольствий» [7]. Такую любовь (за неимением лучшего названия) философ называет половой любовью, эту «…исключительную привязанность… между лицами разного пола, могущими быть между собою в отношении мужа и жены…» [8]. Отталкиваясь от понятия половой любви, философ развивает свою мысль о любви истинной в любви верующей. « Дело истинной любви прежде всего основывается на вере» [9]. Соловьёв считает, что истинная любовь не может существовать без веры одного лица к другому.

Вера, в свою очередь, не должна быть мертвою верой, ее нужно непрерывно отстаивать в нашей действительной среде.

Он говорит о верующей любви как нравственном подвиге и приходит к убеждению, что этот нравственный подвиг не дает человеку торжества над смертью. «Внутреннее перерождение любовного чувства, исправление извращенных отношений любви не исправляет и не меняет дурного закона физической жизни… Он реально остается по-прежнему ограниченным существом, подчиненным материальной природе» [10]. Таким образом, люди, до конца отстаивающие свой идеал, по-прежнему бессильны перед законом органической жизни и смерти, и они «…умирают с человеческим достоинством, но с животным бессилием» [11]. Соловьёв утверждает, что человек имеет право и обязанность отстаивать свою индивидуальность от дурного закона общей жизни, от того зла, с которым сталкивается и которому подвержена жизнь всего мира. Смерть, по Соловьёву, оказывается величайшим парадоксом в мире, который невозможно рационально постигнуть.

Всякое зло может быть сведено к смерти.

Смерть есть на дне всякой злой страсти.

Никакого другого зла, кроме смерти не существует.Она по своей материальной природе чисто физиологический акт, который затрагивает человеческое тело. И в этом смысле смерть — это предельное уродство, разложение, потеря всякого облика, торжество низших элементов материального мира. И в то же время смерть приобретает положительное значение: она облагораживает последнего из смертных и побеждает уродство пошлости и обыденности.

Есть момент, когда лицо покойного бывает красивее и гармоничнее, чем оно было у живого. И вокруг умершего исчезают и проходят уродливые и злые чувства. Быть может, поэтому общая мудрость утверждает, что об умерших не нужно говорить дурно, нужно говорить хорошее или молчать. Ведь об умерших близких людях обыкновенно с трудом припоминают плохое, которое может быть и было в жизни.Смысл этого более глубокий — в смерти есть просветление, потому что начинается преображение человека для вечности.

И если мы вспоминаем о покойнике лишь хорошее, то только потому, что мы участвуем в преображении этого человека. Смерть есть предельное зло, с которым нельзя примириться, и она есть потусторонний свет, откровение любви, начало преображения. Испытание смерти не выдерживает ничто испортившееся и тленное. Это испытание выдерживает лишь вечное. Именно смерть очищает прошлое и кладет на него печать вечности.Таким образом, в смерти есть не только разложение, но и очищение.

И как это ни страшно признать, но значительность жизни связана со смертью, и она раскрывается лишь перед лицом смерти.Далее Соловьёв говорит о возможности полного одухотворения и бессмертия людей, достигших полного совершенства. «И вот, все живущие на земле исцелены от своих зол и болезней, все свободны и бессмертны» [12]. И что же дальше? Ведь для обретения полного счастья эти люди, достигшие полного бессмертия, должны смириться с тем, что они должны забыть своих матерей и отцов, которые дали им жизнь. «И эти миллиарды людей, положивших свою жизнь за других, будут тлеть в своих могилах, а их праздные потомки будут равнодушно наслаждаться своим даровым счастьем!» [13]. Русский мыслитель говорит о невозможности осуществления этой идеи, о невозможности достижения таким путем высшего состояния человечества, называемого бессмертием, поскольку это «…предполагало бы нравственное одичание и даже хуже, потому что и дикари чтут своих предков и сохраняют общение с ними» [14]. Интересно рассуждение Соловьёва о смерти великих и ничтожных людей.

Прежде всего, он дает оценку бессмысленному и безнравственному времяпровождению той категории людей, которые освобождены от механической работы, это главным образом светские дамы, спортсмены или карточные игроки. «Несовместимость бессмертия с таким существованием ясна с первого взгляда» [15]. Мы же в свою очередь не можем ответить однозначно «да» или «нет» на этот заданный философом вопрос.

Ведь самое большое право, которое человек имеет — это право на свою собственную жизнь, но в то же время, если жизнь этого человека безнравственна, имеет ли право такой человек жить в нашем обществе? Следуя же далее за ходом рассуждения Соловьёва, мы видим, что он подтверждает свою мысль о необходимости смерти не только для ничтожных людей, но и для великих, изменивших судьбу народов, или гениев, одаривших человечество своими бессмертными произведениями.

Философ аргументирует свои высказывания так: «…Содержание их жизни и ее исторические плоды имеют значение лишь как данные раз и навсегда, а при бесконечном продолжении индивидуального существования этих гениев на земле потеряли бы всякий смысл» [16]. Таким образом, бессмертие человека в физическом смысле для философа — абсурд, поскольку человек не нуждается в нем. Объективно же для него в бессмертии нуждается истинная любовь, которая утверждает в субъективном чувстве безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и оправдывает это безусловное значение в действительности.

Из этого можно сделать вывод, что вера в такую любовь избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь. Оценивая трагические события октября 2002 года в Москве и другие события в мире, можно констатировать, что человек, к великому сожалению, существует в обстановке социального напряжения.

Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств — вот симптомы глобальной патологии человечества.

Проведенный краткий анализ позволил ясно определить место категории смерти в системе духовных ценностей современного общества. Из него следует, что высшая задача для человека — это понять общий смысл жизни, придающий ей позитивную ценностную значимость.Смерть — это не слепое предначертание судьбы, а естественное завершение жизни, наполненное глубоким смыслом, который заключается в том, что именно смерть придает жизни смысл, а не наоборот.

Примечания [1] К.Г. Исупов. Русская мысль о смерти // Ступени.С-Пб 1993. № 1. С. 34. Назад [2] Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т.2. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; М.: Мысль, 1988. С.522. Назад [3] Там же. С.633. Назад [4] Там же. Назад [5] Там же. С. 633. Назад [6] Там же. С. 520. Назад [7] Там же. Назад [8] Там же. С. 511. Назад [9] Там же. С. 531. Назад [10] Там же. С. 537. Назад [11] Там же. С. 538. Назад [12] Там же. Назад [13] Там же. Назад [14] Там же. Назад [15] Там же. С.520. Назад [16] Там же. Назад.

– Конец работы –

Используемые теги: Нравственный, смысл, смерти, философии, Владимира, Соловьёва0.09

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственный смысл смерти в философии Владимира Соловьёва

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Нравственный смысл любви и смысла жизни
Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть, должен видеть, не можешь не видеть? И… Целью данной контрольной работы является: понять нравственный смысл любви и… Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним.…

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека.
Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он   знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не   знает и… И этой своей исключительностью, гениальностью,  избранностью Сократ и… В его сбивающих с толку   речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,   который хотя и…

Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия
Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним… Изречение Познай самого себя, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона… По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей первая из них выражает идеально - разумную способность,…

Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды
Аврелий Августин 354-430 гг из Тагаста Сев. Африка. Сочинения Исповедь , О Троице , О граде божьем . Бог является высшей сущностью, и все от него… Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг Пытался рационально обосновать главные… Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы. Альберт Великий 1193-1280…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам