ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. в работах докритического периода Кант вначале нахо- дился под влиянием рационалистической философии Лейбница- Вольфа.

Рационалисты - учителя Канта - думали, будто реальная связь между причиной и ее действием не отличается от логической связи между основанием и следствием. Под влиянием Юма Кант отказался от этого взгляда. Связь между причиной и действием - только фактическая, эмпирическая, она не может быть выведена логическим путем, в силу чего одной логики недостаточно для тог, чтобы обосновать теоретическое естествознание. В то же время из учений предшествующего рационализма Кант сохранил убеждение, будто науки, состоящие из утверждений, имеющих всеобщее и необходимое значение математика, естествознание, не могут иметь своим источником опыт, который всегда не полон, незавершен и, следовательно, не дает оснований для такого рода обобщений.

Однако таким источником, по Канту, не может быть и разум. А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или достоверное значение, по терминологии Канта, все же существует.

Его источником являются будто бы независимые от опыта и предшествующие ему априорные формы чувственности и рассудка. Критическая философия Канта сформировалась к началу 80-х годов. Учение это было изложено в трактатах Критика чистого разума 1781, Критика практического разума 1788 и Критика способности суждения 1790. В первой из этих книг Кант изложил свое учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.

Основу всех трех Критик составляет учение Канта о вещах в себе и явлениях. По Канту, существует независящий от нашего сознания от ощущений, от мышления мир вещей, их Кант называет вещами в себе. Познание начинается, по Канту, с того, что вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения о существовании вещей в себе Кант - материалист.

Здесь первичное для него - не наше созна- ние а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании - о его формах и границах, он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании. Идеализм этот состоит в утверждении, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия или идеи нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о вещах в себе. Правда, достоверное знание, по Канту, существует это математика и естествознание.

Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но как ни достоверны эти истины, знание, которое они нам дают, не есть знание вещей в себе. Это знание лишь о тех сторонах, свойствах, отношениях вещей, к которым приложимы формы нашего сознания ощущения, понятия категории, суждения. О том же, к чему эти формы не могут быть применены, у нас вовсе не может быть никакого знания вещи в себе не познаваемы. Познаваемы только явления.

Стало быть, непознаваемость вещей в себе, по Канту, принципиальная. Прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию вещей в себе . последние всегда были и всегда будут за пределами нашего познания. Основная черта критической философии Канта - примирение материализма с идеализмом - агностицизм. Учение Канта о непознаваемости вещей в себе носит идеалистический характер потому, что вещи в себе оказываются, в конечном счете, у Канта трансциндентными, потусторонними, существующими вне времени и пространства.

Время же и пространство, количество, качество, причинность и все другие объективно существующие связи и отношения рассматриваются Кантом как субъективные, существующие благодаря сознанию. УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ Учение Канта о знании опирается на его теорию сужде- ния. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи.

В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения все тела имеют протяжение. В этом суждении предикат - понятие имеют протяжения - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии тела - в субъекте суждения. Рассматривая понятие тело, мы находим среди прочих его признаков признак имеет протяжение. Признак этот логически выводится из субъекта - из понятия о теле. Но есть суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта.

В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими. Пример синтетического суждения некоторые тела тяжелы. Понятие о теле не заключает в себе необходимо признак тяжести, он соединяется в мысли с понятием о теле, и это соединение - синтез. В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса.

В одном из них связь предиката с субъектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опыте. Таково, например, суждение некоторые лебеди черны. Такие синтетические суждения Кант называет апостериорными. Другой класс составляют синтетические суждения, в кото- рых связь между предикатом и субъектом будто бы не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него. Такие синтетические суждения Кант называет априорными, например все, что случается, имеет причину. Суждение это, по Канту, априорное, так как мыслимая в нем связь между его субъектом и предикатом не может основываться на опыте в суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть того, что случается.

Ввиду значения, какое Кант приписывает априорным синтетическим суждениям, основной для Канта вопрос об источниках знания, о видах знания и о его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания.

Так как Канта интересует главным образом три вида знания - математика, теоретическое естествознание и метафизика умозрительное познание всего сущего, то вопрос об априорных синтетических суждениях Кант ставит в троякой форме 1. как возможны такие суждения в математике 2. как возможны они в теоретическом естествознании 3. возможны ли они в метафизике. Решение этих трех вопросов Кант связывает с исследованием трех основных способностей познания 1. чувственности 2. рассудка 3. разума.

Чувственность - способность ощущений, рассудок - способность понятий и суждений, разум - способность умозаключений, доходящих до идей. Идеи - понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений.