УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. На этих основах Кант разработал свой ответ на второй вопрос критики - вопрос о том, как возможно теоретическое естествознание.

Ответ этот есть вместе с тем ответ на более общий вопрос как возможно научное познание, имеющее объективное значение При этом, однако, под объективностью знания Кант понимает не отражение в нашем знании объективной реальности, а логическую всеобщность и необходимость. В основе всех суждений естественных наук, по Канту, ле- жат общие и необходимые законы. Как бы ни отличались между собой предметы и явления естественных наук, но научным знанием они могут быть только при условии, если рассудок мыслит предметы и явления природы как подчинение трем законам 1. закону сохранения субстанции, 2. закону причинности, 3. закону взаимодействия субстанций.

Будучи всеобщими и необходимыми законы эти, однако, принадлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для рассудка - они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться форму всеобщего необходимого знания.

Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы - с формами ума. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вложил в нее до опыта и независимо от опыта - посредством собственных форм. Отсюда получается вывод, будто вещи сами по себе непознаваемы.

Ни формы чувственности - пространство и время ни категории рассудка, ни даже высшие основоположения знания закону сохранения субстанции, закону причинности, закону взаимодействия субстанций не составляют определений самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится - со стороны формы знания - самим сознанием. Поскольку Кант пришел к выводу, будто сознание само строит предмет науки, этот вывод есть субъективный идеализм. Поскольку Кант пришел к выводу, что познание вещей самих по себе невозможно, результат этот есть агностицизм.