рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика

Работа сделанна в 1998 году

Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика - Реферат, раздел Философия, - 1998 год - Эразм Роттердамский. Соотношение веры и знания Взгляды Эразма На Соотношение Веры И Знания И Современная Эразму Схоластика....

Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика.

Эразм, как и другие гуманисты например, Л.Валла, считал, что схоластика, как этап развития теологии знания о божественном в своих попытках объяснения христианского вероучения зашла в тупик. Причинами этого, с точки зрения Эразма, стали невежество современных ему схоластов, ограничивающихся только трудами Аристотеля, чрезмерное увлечение формальными и напыщенными диалектическими построениями, образование множества разноречивых направлений схоластической мысли.

Эразм в своих произведениях критикует современную ему схоластическую теологию. Он говорит о том, что ее формализм становится самоцелью, заслоняет собой простой и ясный смысл Писания, подвергает сомнению его очевидные истины. Он говорит о буквоедстве теологов, о приспособлении теологами Священного Писания к нравам времени. В Похвале глупости Эразм пишет Что до богослововлюди этой породы весьма спесивы и раздражительны с помощью своих расчленений и диковинных, только что придуманных словечек они выскользнут откуда угодно По своему произволу они толкуют и объясняют сокровеннейшие тайны им известно, по какому плану создан и устроен мир, какими путями передается потомству язва первородного греха, каким способом какой мерой и в какое время был зачат предвечный Христос в ложеснах девы Существует еще бесчисленное множество еще более изощренных тонкостей касательно понятий, отношений, форм, сущностей и особливостей, которых никто не может отличить простым глазомВсе эти архидурацкие тонкости делаются еще глупее из-за множества направлений, существующих среди схоластиков, так что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов.

Эразм Роттердамский.

Похвала Глупости М. Сов. Россия, 1991 С.108-109. Здесь, правда, следует отметить, что хотя Эразм и называет в данном произведении таких столпов схоластики, как Фома, Альберт, Дунс, Скот, Оккам объектом его язвительной критики являются главным образом их воинствующие эпигоны XV-XVI веков, носители официальной философии, заполнявшие университетские кафедры.

Именно они доводили до абсурда формализм чисто словесной мудрости Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков М. Выс.школа, 1996 С.77. В Оружии христианского воина Эразм предупреждает Из толкователей Священного писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы Ведь я вижу, что новейшие теологи весьма охотно цепляются за буквы и на всякие хитрые тонкости затрачивают больше труда, чем на раскрытие тайн К какому роду людей не обратишься, человек действительно духовный повсюду увидит много достойного смеха, а еще больше достойного слез. Он обнаружит, что очень многие воззрения чрезвычайно искажены, и весьма сильно расходятся с учением Христовым Многие ученые увеличивают эту заразу, искажая, как говорит Павел, слово Божъе и приспосабливая Священное писание к нравам времени Эразм Роттердамский.

Оружие христианского воинаФилософские произведения М. Наука, 1986 С.103, 184. Для изменения сложившейся ситуации Эразм предлагает очистить христианское вероучение от всего наносного и ненужного, привнесенного в него схоластикой и возвратиться к идеям и идеалам первоначального христианства и к истокам первоначального знания.

Вернуться к истокам истинной веры, искать их там, где они еще были божественно чисты и незамутнены никакой догмой вот чего хотел Эразм от новой гуманистической теологии Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского Соб. соч. В 4-х т. Т.4 М. Худож.лит 1982-1984 С.90 Под истоками Эразм понимает как Священное Писание и труды отцов Церкви, так и языческую культуру.

Так, например, в Оружии христианского воина для избавления от формализма при толковании Священного Писания Эразм предлагает использовать не только труды Аристотеля, но вернуться и к трудам платоников и пифагорейцев. Возврат этот необходим для обретения дара аллегории, с помощью которого и следует толковать Писание. При этом Эразм ссылается на авторитет Августина, предпочитавшего платоников и пифагорейцев за то, что большинство их ответов соответствуют христианской религии и за то, что язык их аллегорий близок к языку Священного писания.

Какая разница между тем, что ты читаешь в книгах Царей или Судей или в Истории Ливия, если ты ни в том, ни в другом не видишь аллегории При отыскании скрытого смысла ты не должен следовать собственным догадкам на самом деле надлежит изучить способ, как бы некое искусство, которое оставил Дионисий в книге О божественных именах и божественный Августин в сочинении О христианском учении.

После Христа апостол Павел открыл некоторые источники аллегорий Эразм Роттердамский. Оружие христианского воинаФилософские произведения М. Наука, 1986 С.144-145. Для Эразма возвращение к истокам было не просто идеей, но и реальной практической деятельностью. Он создает новый, очищенный от ошибок латинский перевод Нового Завета, переиздает античных авторов, вел активную литературно-издательскую деятельность. 5.Некоторые работы Эразма, освещающие его взгляды на соотношение веры и знания.

Эразм активно отстаивал свои взгляды на соотношение веры и знания в своих работах. Не претендуя на всеохватность, я упомяну только некоторые из них. Еще в одном из ранних своих произведений, в Книге анти- варваров Эразм выступает в защиту необходимости знания для веры. Современные Эразму последователи Аквинского, Скота, Оккама не обладали умом и просвещенностью своих учителей. Как отмечает В.В.Соколов по мереразвития христианского богословия возрастала неприязнь его носителей к наукам и образованности и соответственно их невежественность В.В.Соколов.

Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские произведения М. Наука, 1986 С. 30 Античные наука и искусство отвергались ими. В качестве основания такого отвержения выдвигались тезисы о том, что творцами достижений античной цивилизации были язычники, не знающие христианства, а также о том, что основатели христианской веры не были философами, математиками или поэтами, не обучались ни школах стоиков, ни в платоновской Академии.

В Книге антиварваров Эразм отстаивает античное знание. Возражая против позиции схоластов, Эразм ссылается на преемственность материальных культур античной цивилизации и цивилизации христианской. Он говорит о том, что знание арифметики, геометрии и астрономии, углубление в природу вообщефизика необходимы для понимания Священного писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов.

Там же С.27. Эразм указывает на то, большинство отцов церкви знали произведения языческих философов, даже если и отвергали их идеи. Так, он ссылается на авторитет Августина, который признавал все науки диалектику, риторику, физику, историю и другие, исключая только те, которые он считал суеверными. Вопросы веры и знания затрагивались Эразмом и в уже упоминавшемся ранее Оружии христианского воина. Позже, о значении знания и просвещенности для веры говорит он и в Диатрибе, или Рассуждении о свободе воли. Вступая в полемику с Лютером, он указывает на неверность лютеровских рассуждений о достаточности духа веры для понимания Писания. Если при толковании его Писания придавать какое-то значение уму и просвещенности, то существует ли что-нибудь острее и проницательнее, чем ум греков Зачем нужен толкователь, если Писание совершенно ясно Если оно так ясно, то почему здесь пребывают в слепоте выдающиеся мужи всех веков Если бы в Писании не было никакого тумана то зачем нужно было пророчествовать в апостольские времена Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но как он меня уверит, что он понимает Что мне делать, если многие люди предлагают разные смыслы и каждый клянется, что в нем есть дух Кто может поверить, что в течение более тысячи трехсот лет Он Христос не увидал не одного, достойного дарования духа Эразм Роттердамский.

Философские произведения М. Наука, 1986 С.226, 228, 229. P.S. Интересен тот факт, что идея необходимости знания для веры воплотилась не только в работах Эразма, но и в его реальной жизни.

Известно, что в период Реформации католическая церковь пыталась привлечь его на свою сторону, воспользоваться его знаниями и огромным авторитетом.

Сам Папа обратился к нему с призывом Выступи в поддержку дела Божьего Употреби во славу Божию свой дивный дар Подумай, что от тебя зависит с Божьей помощью вернуть на путь истинный большую часть тех, кого соблазнил Лютер, укрепить тех, кто еще не отпал, и предостеречь близких к падению.

Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского Соб. соч. В 4-х т. Т.4 М. Худож.лит 1982-1984 С.90. Использованная

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эразм Роттердамский. Соотношение веры и знания

Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения.Таким образом, неизбежно… Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике
Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике. Раннехристианские апологеты придерживались той точки зрения, что языческая религия и философия были простым искажен

Взгляды Эразма Роттердамского на соотношение веры и знания
Взгляды Эразма Роттердамского на соотношение веры и знания. Каковы же взгляды Эразма на соотношение веры и знания Он не противопоставляет веру и знание. По Эразму, вера и знание гармонично с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги