рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания и логика

Теория познания и логика - раздел Философия, Материализм Древней Греции Теория Познания И Логика. Человек Для Демокрита Не Только Биологическое Сущес...

Теория познания и логика. Человек для Демокрита не только биологическое существо, состоящее из тела и души т. е. психики и сознания.

Человек это сложное образование атомов и субъект познания, целый микрокосмос.

Человек это то, что все мы знаем, говорил Демокрит, но эта фраза оборвана скептиком Секстом Эмпириком, которому очень не понравилось такое догматическое утверждение. Согласно Аристотелю и его комментаторам, Демокрит хотел сказать, что мы все знаем человека внешне, по его виду, но надо объяснить о нем то, что неясно.

Недостаточно выяснена, с точки зрения Демокрита, материальная сущность человека. Неясным был также вопрос о познавании мира человеком. Развитие древнегреческой науки и философии, накопивших множество неразрешенных проблем, настойчиво выдвигало вопросы теории познания. Как мы уже видели, гносеологическая проблематика, появившаяся в учении элеатов, и поставленные ими вопросы привели к возникновению атомистического материализма. В системе Левкиппа Демокрита было признано различие и противоположность чувственного восприятия и разумного мышления.

Подобно элеатам Демокрит сомневался в абсолютной достоверности показаний чувств. В его учении о познании была немалая доля скепсиса, и вовсе не случайно в таблицах преемственности философов одна линия последователей Демокрита ведет к основателю скептицизма Пиррону, а скептик Секст Эмпирик очень часто цитирует Демокрита. Но у последнего это был пропедевтический скептицизм, который вел к углублению познания сомнение у Демокрита служит постановке вопроса, а вопрос должен быть решен.

Демокрит не останавливается на простой констатации противоречия, что вело парменидовскую дилемму и зеноновские апории в метафизический тупик, к отрыву кажущегося от реального. Он ищет его решение, видя в этом поиске настоящий смысл жизни философа. Многие противоречия остаются теоретически неразрешенными, но элементы диалектики помогают преодолевать их интуитивно и дальше строить систему, которую Аристотель называл самой последовательной из предыдущих.

Античный материализм не был еще развитым материализмом, но содержал в себе его непреходящие основы. В XIX в. эмпириокритики по-новому доказали, что пространство и атомы рабочие гипотезы. Мы вовсе не идеалисты, иронически высказывается за них В. И. Ленин, это клевета, мы только трудимся вместе с идеалистами над опровержением гносеологической линии Демокрита, трудимся уже более 2000 лет, и все напрасно. К этому мы можем добавить, что жалоба эмпириокритиков это голос субъективных идеалистов и нашего времени.

В познании человека Демокрит видел отражение подлинной реальности, существующей объективно вне нашего сознания. Процесс познания состоит как из ощущений, так и из разумного познания. Особенно высоко ценил Демокрит второе, ибо только разумом можно дойти до понимания атомного строения материи, до постижения атомов и пустоты. Органы чувств прямо о них не свидетельствуют. Поэтому Демокрит полемизировал с софистами, опровергая их сенсуализм и релятивизм.

Некоторые из них считали, что все ощущения истинны, а следовательно, какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя. Протагор утверждал соответственно этому тезису, что каждая вещь, не более такова, чем такова, Демокрит же написал против него много убедительного. В частности, Демокрит логически опровергал тезис о том, что все истинно. Ведь если кто-нибудь полагает, что не все истинно, то и этот тезис будет истинным, и, таким образом, положение, что все истинно, оказывается ложным.

Демокрит опровергал и софиста скептического толка Ксениада, утверждающего, что все ложно ведь если все ложно, то ложно и то, что все ложно. Но, опровергая релятивизм, основанный на крайнем сенсуализме, Демокрит выступал и против умозрений, оторванных от чувственных данных. Демокрит различал два вида познания чувственное и разумное. Чувственное познание он называл темным, так как оно затемняется обманом ощущений, индивидуальными особенностями познающего субъекта и т. д разумное же, теоретическое мышление он называл светлым, ибо оно глубже проникает в суть вещей, способно открывать существование атомов и пустоты.

Но разум не имеет особой природы. Он то же, что и душа, состоит из тех же атомов огня. В своем различении разума и чувств Демокрит несколько противоречив. То он отождествляет ощущения и мысль, то он противопоставляет их друг другу. Но на поверку оказывается, что в одном Демокрит усматривает тождество в телесном характере того и другого, в едином материальном субстрате, противоположность же вернее, различие в их роли и значении для познания.

Чувственное восприятие и мышление, разум выступают у Демокрита как две ступени или два уровня познания низшая и высшая, которые дополняют друг друга. Это различение обусловлено психологией античного ученого, который оперировал, хотя еще неосознанно, понятием порога ощущения. Согласно Демокриту, сущностью каждого мира являются минимальной величины атомы и пустота, а также первичные сочетания атомов, а все это органам чувств человека и животных недоступно.

Незадолго до Демокрита Эмпедокл учил, что материя может быть в очень разреженном состоянии воздух вещество, занимающее весьма обширное пространство и прямо не обнаруживаться органами чувств. А Анаксагор, смешивая по капле белую и черную жидкость, показывал, что мы до определенного предела мелких перемен не постигаем, следовательно, чувства являются неточными, хотя и не целиком ошибочными свидетелями реальности.

Демокрит еще больше приближается к пониманию порога ощущений. Органы чувств так устроены, что воспринимают только вещи, целые конгломераты атомов, и те свойства, которые возникают от их сочетаний, а также от взаимодействия предметов с органами чувств. Так, например, нет в природе острого вкуса, но он появляется в восприятии и во мнении, когда на органы чувств воздействует вещество, составленное преимущественно из атомов острой, угловатой, формы.

Цвет зависит от поворота атомов и т. д. Таким образом, теплое и холодное, цвет, вкус и запах существуют по мнению, а по истине атомы и пустота. Итак, мышление не может вскрыть истины без чувств, а чувственные ощущения обманчивы, они ее затемняют. Отсюда трудность познания истины. Это Демокрит выразил, пользуясь изречением, которое давно употреблялось в народной речи и в литературе и затем вошло в поговорку истина скрыта в глубине или на дне глубокого колодца.

Это изречение выражает трудный путь к истине, а не свидетельствует об агностицизме, который приписывают Демокриту многие идеалистически настроенные историки философии. Демокрит обосновывал трудность познания также индивидуальными свойствами каждого человека. Согласно Сексту Эмпирику, который всячески выпячивает скептические моменты в философии предшественников, Демокрит говорил В самом деле, мы ничего непреложного не воспринимаем, но лишь нечто изменяющееся в зависимости от того, как организовано наше тело, оттого, что к нему притекает, и оттого, что реагирует на этот приток.

Постановка вопроса о роли субъекта в познании тоже была плодотворна в развитии философии и по сути дела правильна. Но это в какой-то мере сближало Демокрита с Протагором, что послужило для многих идеалистически настроенных толкователей философии Демокрита поводом для приписывания ему агностицизма и отказа от объективной истины. Однако в учениях Демокрита и Протагора было существенное различие по Протагору, нет критерия для различения истины и лжи человек, и как коллектив, и как индивид, мера всех вещей, причем имелось в виду именно его чувственное восприятие окружающего Демокрит же имел иную точку зрения Для всех людей одно и то же добро и истина, приятно же одному одно, другому другое, т. е. он ограничивал чисто субъективную сторону познания.

Протагор, как и Демокрит, признавал основой бытия реальную текучую материю. Но Демокрит, кроме того, считал реальный мир, состоящий из атомов, основой ощущений существование атомов он объявлял подлинно истинным и в этой истине не сомневался, ибо она объясняла всю природу, ее становление, устройство, эта истина не противоречила, а, наоборот, подтверждала данные чувственного опыта.

Учение Демокрита о соотношении разума и чувств в процессе познания было большим завоеванием античной философии. Это соотношение понималось, по сути дела, как единство противоположностей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материализм Древней Греции

Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты.V век до… В большинстве греческих городов государств, таких, как Афины, Агригент, Милет,… К этому времени уже появились величайшие писатели античности Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания и логика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учитель Демокрита
Учитель Демокрита. С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит изучал эллинскую философию. Если его естественно - научные воззрения формировались под влиян

Протагор и Диагор
Протагор и Диагор. Ряд авторов сообщают, что товарищем юности и первым слушателем Демокрита был Протагор. В молодости Протагор не учился, а работал носильщиком корзин и дров, что, по свидетельству

Наследие Демокрита
Наследие Демокрита. По свидетельству древних, Демокрит написал два основных произведения Большой мирострой Megas diakosmos и Малый мирострой Micros diakosmos, а также свыше 50 трактатов, составленн

Космогония и космология
Космогония и космология. На основе наблюдений и, возможно, философского переосмысления традиционной мифологической идеи о первоначальном хаосе Левкипп пришел к своей замечательной гипотезе, одной и

Развитие живой природы
Развитие живой природы. О живой природе Демокрит судя по заглавиям писал в сочинениях О природе, Малый мирострой, а также в нескольких книгах Причин. Не все наблюдаемое и виденное Демокрит прямо по

Учение о познании
Учение о познании. Мир, согласно Демокриту, не создан ради человека, и в бесконечной Вселенной есть космосы и без людей. Человек также не творение богов, а продукт природы. Земля, наполненная влаго

Место Демокрита в истории философии
Место Демокрита в истории философии. Материализм Демокрита имел большое значение для античности. Целых два столетия после смерти философа шли споры по поводу материалистической системы велик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги