рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпоха великого кризиса

Работа сделанна в 1997 году

Эпоха великого кризиса - раздел Философия, - 1997 год - Человечество на пороге новой парадигмы Эпоха Великого Кризиса. Что Можем Сказать Мы, Современники, О Мире, В Котором...

Эпоха великого кризиса. Что можем сказать мы, современники, о мире, в котором живем сегодня Каковы характерные черты и приметы нашего времени, что сближает его с другими эпохами и что отличает от них Можем ли мы что-либо узнать о своем ближайшем будущем Попытаемся, насколько это возможно, дать ответ на поставленные вопросы. Не вызывает сомнения тезис о том, что двадцатый век совпал с периодом кризиса современной цивилизации.

Этот кризис предчувствовали А.Шопенгауер и Ф.Ницше. О кризисе европейской западной культуры писали В.Соловьев и О.Шпенглер, Н.Бердяев и А.Камю, А.Швейцер и М.Волошин.

О кризисе высказываются многие современные политики, дипломаты, деятели науки и культуры. О кризисе говорят средства массовой информации и учебные пособия 4, c.14. Речь идет не о локальных политических и экономических кризисах, сотрясавших и продолжающих потрясать отдельные страны и регионы.

Речь идет о глобальном кризисе, не ушедшем в прошлое вместе с двумя мировыми войнами и революциями, а наоборот углубившемся и расширившемся, охватившем Запад и Восток, поставившем все население планеты перед лицом проблемы выживания. Вот что говорит поэтому поводу Пекка Кууси После Хиросимы и Нагасаки мы утратили чувство безопасности, ибо до самоуничтожения теперь лишь один шаг Но человечество столкнулось с новыми грозными проблемами. дин за другим восстают против него используемые им природные ресурсы применение нефти, химических и радиоактивных веществ влечет за собой катастрофы, происходит загрязнение Мирового океана, эрозия почв и отравление атмосферы. Что случилось с природой В нее вторгся человек Наша несостоятельность как лидеров эволюции становится все более очевидной ведь мы до сих пор не знаем, в каком направлении движется мир, не можем ни качественно, ни количественно оценить влияние нашей деятельности на окружающую среду.

Мы выполняем роль поводыря, хотя сами не знаем, куда идем 2, с.23-24. Пробуждение глобального сознания в 70-е годы не побудило государства предпринять действия, необходимые для разрешения взаимных проблем, и по мере обострения этих проблем нации все больше замыкались в себе и полагались на силу оружия.

Продолжаемая научно-техническими державами гонка вооружений не может не вызвать отчаяние перед лицом е иррациональности в существующих условиях.

А отчаяние питает собой насилие и терроризм, так как это - естественная взрывная реакция в поведении молодых людей, когда мир кажется им безнадежным и когда лидеры великих держав на словах и на деле продолжают соревноваться в вооружении и стремлении к власти.

Итак, человечество стоит перед последним испытанием своего разума.

Вопрос в том, станут ли нам наконец ясны основы нашего существования и нашей жизни2, с.242-243. Кууси подчеркивает, что сегодня людям как никогда необходимо качественно иное мировоззрение, нужна новая концепция мира, ибо открытие человеком новых истин об окружающем мире и о самом себе должно помочь нам, скорректировав свое поведение, избежать назревающей катастрофы. В этой связи с новой остротой перед человечеством становится вечный вопрос Понтия Пилата Что есть истина.

Факт разложения современной чувственной культуры очевиден даже для непрофессионалов. Наиболее это заметно в искусстве, которое вс более становится товаром, сделанным для продажи, ради релаксации, потребления, развлечения, для стимуляции утомлнных нервов и сексуального возбуждения. Вместо того, чтобы поднимать массы до собственного уровня, оно, наоборот, опускается до уровня толпы. Оно аморально и асоциально, а ещ чаще развратно, антирелигиозно и антисоциально.

Как коммерческий товар для развлечения, искусство вс более контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды. Ежедневно мы можем слышать избранные темы Баха и Вивальди, но лишь как приложение к рекламе автомобилей, банковских услуг, гигиенических прокладок и средств от запора. Стандарты истинного искусства постепенно подменяются фальшивыми критериями псевдоискусства. Характерная черта болезненная концентрация чувственного искусства на патологических типах людей и событий.

Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство кинофильмов сосредоточено на преступлениях и сексе. Искусство становится вс более неуравновешенным, извращнным, а нередко и садистским. Обобщая, можно сказать, что современное искусство преимущественно музей социальной и культурной патологии. Оно сконцентрировано на полицейских моргах, притонах преступников и половых органах оно действует, главным образом, на уровне социального дна 14, c. 3. П.Сорокин приходит к выводу, что существует достаточное количество доказательств того, что в полном соответствии со всеми ранними случаями культурных разрушений современное эмпирическое чувственное умозрение терпит фиаско совместно с культурой на нем основанной.

Кризис объясняется не теми или иными случайными внешними причинами к нему привела вся система чувственной истины в процессе своего развития. Семена дезинтеграции были заложены в самой системе с начала ее существования и в процессе развития проросли настолько, что сейчас дали действительно смертельные всходы 3, с.479-480. Итак, нынешний кризис носит не случайный характер, а закономерно обусловлен окончанием цикла доминирования цивилизации сенсорного типа. Мы как бы находимся между двумя эпохами умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра3, с.427. Таким образом, нам выпало счастье или несчастье быть современниками, по словам того же Питирима Сорокина, одной из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни.

Как таковая, она неизмеримо глубже и значительнее, чем ее представляют себе приверженцы обычного кризиса.

Переход от монархии к республике, от капитализма к коммунизму совершенно незначителен по сравнению с заменой одной фундаментальной формы культуры другой - идеациональной на чувственную и наоборот. Такие изменения очень редки. Как мы видели, в течение трех тысячелетий греко-римской и западной истории это случилось только четыре раза. Но когда кризис действительно происходит, то он производит основательную и эпохальную революцию в человеческой культуре.

Нам предоставлен редкий шанс жить, наблюдать, мыслить и действовать в котле такого мирового пожарища. Если мы не в силах остановить его, то следует хотя бы попытаться понять его природу, причины и последствия. Если же мы сможем это сделать, то, вероятно в некоторой степени сократим его трагический ход, смягчим его последствия 3, с.435.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Человечество на пороге новой парадигмы

Не прекращаются и видимо никогда не прекратятся попытки мысленно проникнуть в будущее, уловить его характерные черты в сегодняшнем дне. Особенно… Двадцатый век - столетие великого кризиса, который видимо захватит и начало… По его мнению всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпоха великого кризиса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Смена форм культуры
Смена форм культуры. Формы культуры П.А.Сорокин выделяет три главные формы или сверхсистемы интегрированной культуры 1. Идеациональную, главным принципом или главной истиной ценностью которой являе

Цикличность форм культуры
Цикличность форм культуры. Проводя ретроспективное исследование, сравнительный анализ изменения во времени выделенных элементов сверхсистемы, Сорокин приходит к выводу о циклической смене ра

Учение про цикличность развития
Учение про цикличность развития. В соответствии с эзотерической традицией, развитие нашего мира и всего живого происходит не линейно, а путм чередования циклов, каждый из которых включает в

Перемены на границах циклов
Перемены на границах циклов. При приближении к концу цикла сама природа человека становится вс более грубой, человек Железного века перестат видеть и понимать то, что на предыдущих фазах считалось

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги