рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I Метод философии Гегеля

Работа сделанна в 1997 году

I Метод философии Гегеля - раздел Философия, - 1997 год - Философия государства и права Гегеля I Метод Философии Гегеля. При Выработке Основных Принципов Своих Учений Гегел...

I Метод философии Гегеля. При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга.

Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа. Гегель.

Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с 28 Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением. Философская система делится Гегелем на три части 1логика 2философия природы 3философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления сознания и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие.

Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве. Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии.

Гегель провозглашает единство. тождество диалектики, логики и теории познания. Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов. Юрист. М 1996. С 163 Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод все действительное разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования. Третья ступень гегелевской системы - философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Саморазвитие духа идет по трем ступеням 1 субъективный дух - индивидуальное человеческое сознание 2 объективный дух - человеческое общество, и три главные формы право, нравственность, государство. 3 абсолютный дух - включает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся не вне абсолютного абсолютного духа, а в нем самом. Саморазвитие мира, есть история абсолютного духа признание этого Гегелем, влекло за собой важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа. В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системосозидающую.

Это не только содержательный принцип. или закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады. Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены.

Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с 289 Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект в том числе государственно-правовая сфера и тематика не может оказать ему методу сопротивления. Философский подход Гегеля к сфере объективного духа общество, государство, право и так далее предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку сам метод расширяется в систему.

Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289 Философия права по Гегелю не имеет своих специфических методов исследования. Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода. то есть тождества предмета и метода.

Гегелевская философия права означает равенство их понятийного содержания. Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля писал Маркс отнюдь не помешала тому. что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22 Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто внешнее искусство или субъективная игра в доказательства и опровержения. что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть душа всякого научного развертывания мысли и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью.

Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он, моет быть рассмотрено как образец диалектики.

Выступая против одностороннего абстрактно аналитического метода. он утверждал, что такой метод совершенно неприемлем для философии, философия по сути дела, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету - к сознанию. Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.

А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во Наука, м.1972. с 66 Диалектический идеализм, то есть сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.

Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. Наука. с 300 Диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем ведь абсолютная цель прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с 175 Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем.

То, что Гегелем обозначаются в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформируются и приобретают иные новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием собственной логикой предмета рассмотрения.

Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. Наука. с 294 В сфере философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды. Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения.

При мысли о государстве подчеркивал он нужно иметь в виду не особенные государства, а особенные учреждения, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога. Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269. В плане политических и этических результатов гегелевского применения диалектики это означает превращение процедуры и схемы мистического движения понятия права в табель о политических рангах субъектов общественной и государственно-правовой жизни.

Личность, семья, общество, государство - это не только очередность гегелевского исследования, но и школа их ценности, регламент значимости в олалектически иерархизированной политической жизни. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

I закон. Закон перехода количественных изменений в качественные. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари как и дети различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, то есть не знают количественных соотношений.

Количество, по Гегелю, есть определенность, безразличная для бытия внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую.

Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок, как сложное диалектическое состояние. Скачок - это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое - уже есть. Например, так, благодаря количественным изменениям мера оказывается превзойденной и в результате появляется нечто совершенно иное, а именно преступление.

Качественный скачок может превратить право в несправедливость, добродетель - в порок. Второй закон диалектики - закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон.

Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как -тождество - равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу -различие - отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу -противоположности - взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга -противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. При раскрытии действия этого закона Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта ее противоположность.

Гегель доказывал это на примере таких явлений, как магнетизм, электричество. Северный полюс в магните писал он не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный.

Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида. Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с 205 Другой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания.

Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. Противоречие - вот что на самом деле движет миром и смешно говорить. что противоречие нельзя мыслить. Там же. с 206 Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью. Гегель. Наука логики. т. V с 520 Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества. Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов 1 преодоление старого 2преемственность в развитие 3утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трех стадий -утверждение или положение тезис -отрицание или противоположение этого утверждения антитезис -отрицание отрицания, снятие противоположностей синтез.

Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере.

Произошло отрицание отрицания. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во Центр. 1996 г. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее. что было накоплено на предшествующей ступени.

Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия государства и права Гегеля

Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с… А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве. Гос-ное изд-во юрид.… Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I Метод философии Гегеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II Философия права Гегеля
Глава II Философия права Гегеля. Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Гегель. Фи

Глава III Философское учение Гегеля о государстве
Глава III Философское учение Гегеля о государстве. Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги