Глава III Философское учение Гегеля о государстве

Глава III Философское учение Гегеля о государстве. Гегель различает гражданское общество и государство.

Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является. а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом. Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами системой потребностей, существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.

Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Изд-во Наука, М 1970 г. с 30 Гражданское общество, пишет Гегель создано. впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во Мысль, Москва, 1990 г. с 228 Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума. в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Три основных момента гражданского общества являются - система потребностей - отправление правосудия - полиция и корпорация. Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства. Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия 1 субстанциональное землевладельцы - дворяне и крестьяне 2 промышленное фабриканты, торговцы, ремесленники 3 всеобщее чиновники.

Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства. Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней. Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает бесконечный рост зависимости и нужды. Б.С. Мальковский.

Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука, М 1970 г. Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений о незыблемости основ этого строя. Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум гражданское общество - это внешнее государства, государство нужды и рассудка Гегель.

Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во Мысль, Москва, 1990, с 274, а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. Поэтому в действительности подчеркивает он государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента.

Там же. с 284 Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.

Государство есть действительность нравственной идеи нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во Мысль. Москва, 1990, с 263 Государство для Гегеля есть нечто в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права. Там же. с 263 Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства. Там же. с 264 во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве. Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение.

Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - пустым мнением.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух. Гегель. Философия права. Академия наук СССР .Институт философии. Из-во Мысль, Москва, 1990, с 266 Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога. А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Москва, 1963 Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.

Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства. Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление. Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции.

В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм.

Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно организованного народа нации, включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства в гегелевской философии права государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как политическое государство - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г. В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной господства права результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование конкретное право, а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины господства права.

Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства. Гегелевская этатическая версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма суверенитет народа и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство.

Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко 1 как непосредственная действительность в виде индивидуального государства 2 в отношениях между государствами как внешнее государственное право 3 во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его текучими членами. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное я хочу. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во Мысль. Москва - 1990. с 319 Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее.

Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности.

Там же. с 336 Законодательная власть, по характеристике Гегеля это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.

Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессивные позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных. высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.

Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. По мнению Гегеля нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность Там же. с 359 Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию.

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право положительное право, законодательство, а лишь долженствование. Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира. В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам духам отдельных народов и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд. Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.

Гегель. Философия истории. с. -98 В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии. Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного идеализма. Гегелевская концепция разумного государства в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.

В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство. таким образом Гегель восхваляет государство как идею то есть действительность права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.

А.Т. Дворцов. Гегель Наука, М. 1972, с 69 Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.