Основные законы материалистической диалектики

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Р Е Ф Е Р А Т На тему ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ Студентки Э4 А3 Зайцевой Татьяны Юрьевны Москва, 1994 год - 2 - С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 1. Единство и борьба противоположностей ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ . I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ 1. Понятие о качестве и количесте 2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития 3. Скачки ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии а диалектическое и метафизическое понима- ние отрицание 2. Прогрессивный характер развития а развитие как прогресс б спиралевидный характер развития - 3 - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак- тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто- рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про- тивоположности.

В математике - плюс и минус, возведение в сте- пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование в физике - положительные и отрицательные заряды в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие в жимии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа- ция в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь в физиоло- гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой.

Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци- пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес- кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви- тия. Противоположными называют такие свойства предметов явле- ний, процессов, которые в некоторой школе занимают предель- ные, крайние места.

Примеры противоположностей верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета явления, процесса, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи- мосвязь они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер.

Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются.

А в результате азрушения их связи они перестают быть противо- положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа- лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого. Например, атом представляет собой единство двух его необ- ходимых составляющих положительно заряженного ядра и отраца- тельно заряженного электрона если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода.

Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс- твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома. В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля- ются процессы изменения, развития как и вобществе где это об- наруживается в достаточно наглядной форме, так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди- алектическим противоречием.

Иначе говоря, термин единс- тво-и-борьба противоположностей и диалектическое противоре 4 - чие заключают в себе одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от- несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове- нию их реальных интересов и т.д то применительно к природе, к сознанию да во многом и к обществу слово борьба не сле- дует понимать буквально.

Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач борются операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про- цессе обмена веществ борются процессы ассимиляции и диссими- ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин борьба противопо- ложностей по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль- ный смысл, что слово борьба употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы единство-и-борьба противоположностей.

В истории культуры издавна существовали концепции, в ко- торых признавалась такая полярность борьба противоположнос- тей, но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу- равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз- нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево- го, женского и мужского начал, являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского гомеостаза, то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста- новления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.Поппер писшетЕсли мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна- ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда- ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля- ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по- мощью слова полярность.

Пример такой структуры - существова- ние положительного и отрицательного электричества. Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их пульса- цию, дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про- цессов существования, изменения и развития всего сущего.

Соот- ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление разрушение одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи- мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви- вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе- ние, удельный вес другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем. I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз- вал сутью, ядром диалектики.

Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль- ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по- нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности. Анализ противоречий объективной действительности, раскры 5 - тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле- дования и практического действия. 1. Единство и борьба противоположностей Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг- нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз- рывно сторон, как северный и южный полюсы.

Как бы мы ни пыта- лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде- лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден- ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред- полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв- лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз- рывное едниство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны.

Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации соединения и диссо- циации разъединения атомов. Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас- ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен- ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ- ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви- ваться.

Психическая деятельность человека характеризуется проти- воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации распространения возбуждений в коре больших по- лушарий головного мозга. Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело- век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при- емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и др. Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер.

В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности. Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз- рывное единство противоположных полючов магнита. Столь же не- разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не- возможно без притивоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства Сосу- ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту- пают противоречия, в борьбу друг с другом Развитие самых различных предметов и явлений действитель- ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир- но сосуществевать в едином предмете противоречивый, взаимоис- ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва- ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не - 6 - бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме- тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос- новной источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борь- ба потивоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо- ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак- тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас- тях материальной действительности. В неорганической природе имеет широкое распространение борьба взаимодействие таких противоположных сил, как притя- жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес- ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог- ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато- мов и молекул.

Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно- вения Солнечной системы. Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ- ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас- тояще время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает.

Там, где преобладает отталки- вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе. Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти- воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции.

Их борьба, вза- имодействие и представляют собой специфический источник разви- тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют.

Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа- ет смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе едниства и борьбы противоположностей. Среди противоре- чий общественного развития особенно большую роль играют проти- воречия в материальном производстве, и прежде всего между про- изводительными силами и производственными отношениями. Послед- нее в классово антагонистических обществах находит свое выра- жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль- ной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя- нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про- тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник - 7 - развития действительнеости. Такова суть диалектического закона единства и борьбы про- тивоположностей.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет- ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис- ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про- черчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап- ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза- метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе- рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко- тика к алкоголизму, наркомании.

Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина- ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные состояния. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист- ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе. I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА Мир многообразен.

Он предстает перед человеком не скопле- нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные.

Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи- нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но- вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по- терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом. Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи- мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых - 8 - материальных тел, находящихся в поле тяготения.

Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час- то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи- вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотемлемые свойства.

В филосо- фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак- теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые их называют диспозиционными носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо- действиях данного предмета с другими.

Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др проявляются именно таким образом. Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про- явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество.

А множественность различных пред- метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред- метов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз- личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Соходства и различия свойств определяют существование ка- чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов.

Под качеством понимают целостную, интегральную ха- рактеристику предмета единства его свойств в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка- честве и свойствах предметов возникает философский вопрос но- сят ли они обективный характер или же зависят от точки зре- ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос один из многочисленных вариантов основного вопро- са философии встал перед философами давно.

Вспомните харак- терный для XVII-XVIII веков спор о первичных плотность, протяженность, движение, вес и вторичных звук, цвет, вкус, запах качествах вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот- ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп- ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об- разующих свевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка- чественного многообразия мира приели к выводу, что и первич- ные качества воспринимаются людьми посредством органов чувств с добавлением к ним все более совершенных приборов. И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад- кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи 9 - ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ- ективны, чем восприятие звуков, цветов и других вторичных свойств.

Иначе говоря, люди телесно а не только мысленно, ду- ховно включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве- щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это явлениями - в отличие от характеристик вещей самих по се- бе. Приходится признать, что все свойства вещей познаются на- ми в форме субъективных образов объективного мира. Но чело- веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен- ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе.

Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна- ний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классиикаций минералов, растений, животных, технических уст- ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест- венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным.

Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо- ложным ему понятием количества. II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Качество - такая определенность предмета явления, проце- са, котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од- нотипных с ним предметов.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы- ражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество. 1. Понятие о качестве и количестве Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений, причем все они постоянно движутся, изменяются.

Но, несмотя на это, мы не путает эти предметы, а различаем, определяем их. Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами 10 - Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре- деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки- пения.

Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки- сот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов. Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество. Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя- ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи- вое от неживого Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно- жаться.

Эти и некоторые другие черты и являются его качеством. Качественно различаются и общественные явления. Так, ка- питализм отличает от феодализма господство товарного произ- водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу- честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка- чеством.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме- ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д. Количественная характеристика присуща и общественным яв- лениям.

Каждый общественно-экономический строй обладает соот- ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс- тво располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми энергетическими ресурсами. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет изменение же ко- личества в известных пределах не приводит к заметному преобра- зованию предмета.

Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са- мим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания ко- личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред- мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от -39 гр. до 357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при 357 гр. на- чинает кипеть, переходит в парообразное состояние.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Количественная и качественная определенности присущи и общественным явлениям 11 - В познании и практической деятельности исключительно важ- но учитывать единство количественной и качественной сторон яв- ления. 2.

Переход количественных изменений в качественные - закон развития

Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет посте... Отрицание как реальный аналог логического, мысленного отрицания антите... Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания Диалектика и метаф... И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрица... В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА 1. Ведение в философию 2 т Москва, 1989 г. 2. В.Г.Афанасьев Основы философских знаний, Москва, Мысль, 1987 г. 3. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу Введение в философию, Москва - 1990 г.