Форма и содержание систем

Форма и содержание систем. Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания.

Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под содержанием в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы.

Если, к примеру, при рассмотрении организма человека мы не могли считать элементами данной системы отдельные клетки, молекулы, непосредственно не участвующие в ее создании, если при анализе частей данного организма мы по определению не могли считать специфированной частью его неорганическую подсистему, то теперь, при сосредоточении внимания на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово компонент системы.

Понятие формы многозначно. Часто под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое.

Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого позитивного и негативного, организующе конструктивного или деструктивного воздействия на содержание. Это, в свою очередь, приводит к мысли а нельзя ли сначала создать конструктивную структуру, а потом подтягивать по нее содержание Конечно, могут быть и нежизненные, преждевременные и просто никуда негодные формы, насильно навязываемые содержанию, как, например, при волюнтаристском подходе к социальным структурам.

Это тоже ведет к несоответствию формы содержанию. Такой бездумный активизм ничем не лучше консерватизма. Он сторониться научного анализа конкретного соотношения формы и содержания. Оптимальность развития достигается только при взаимном соответствии содержания и формы структуры. 4.3