рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Движение как способ существования материи

Движение как способ существования материи - раздел Философия, Категория материи и ее фундаментальное значение для философии Движение Как Способ Существования Материи. В Основе Диалектико-Материалистиче...

Движение как способ существования материи. В основе диалектико-материалистического понимания, движения два исходных положения.

Согласно первому, движение есть способ существования материи. Материя без движения писал Ф. Энгельс так же немыслима, как я движение без материи1. Согласно второму, оно определяется как изменение вообще. Движение, в применении к материи это изменение вообще, это взаимодействие2. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения.

Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, 1 Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 59 2 Там же, с. 563 как абсолютна, сама материя. В.И.Ленин в работе материализм и эмпириокритицизм показал, что отрыв движения от материи означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движение самого по себе, без своего носителя не существует.

Попытка мыслить движение без материи писал он протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм1. Диалектический материализм подчеркивает неразрывность материи и движения, абсолютность движения. Нет материи без движения, движение абсолютно. Другого вывода сделать нельзя. Движение вечно, оно несотворимо и неразрушимо, как сама материя. Вместе с тем положение о том, что движение - это изменение вообще, указывает на его относительность, Например, перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел, а появление новых систем, свойств и отношений можно заметить только при сравнении их с ранее существовавшими системами, свойствами и отношениями.

Иначе говоря, речь идет в данном случае об относительности движения. Следовательно, движение материальных тел характеризуется единством абсолютного и относительного. Важнейшие характеристики движения - изменчивость и устойчивость. Они необходимо присущи всем формам движения.

Под изменчивостью понимается смена свойств, состояний и отношений, присущих материальным и идеальным системам. Устойчивость же есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем, Устойчивость тех или иных систем обычно понимается как 1 Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.18 , с.284 их покой в широком смысле остова. Наряду с таким пониманием покоя существует его понимание как определенной неподвижности материального объекта в пространстве. При этом вполне справедливо подчеркивается относительность состояния покоя.

Всякий покой писал Ф. Энгельс всякое равновесие только относительны 1 Движение включает в себя одновременно и изменчивость и устойчивость. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно входит в движение. Она входит в него даже в том смысле, что смена свойств, состояний и отношений изменчивость всегда присуща движению, то есть сама смена наличие изменчивости является определенной устойчивостью. Изменчивость и устойчивость не только взаимоисключают друг друга, но взаимно предполагают друг друга.

Таким образом, не изменчивость и, понятно не устойчивость, а их взаимодействие, единство - основа движения. Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другое, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества 1 Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 59 предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояний, характеризуется как развитие.

Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рожаются из предшествующих им систем. Существуют две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другое.

В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Движение различается не только по типам, но и по формам. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. Он писал, что различные формы и виды самого вещества можно познать только через движение только в движении обнаруживается свойства тел о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения1. В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы 1 формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения 2 между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе нижних форм 3 высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. 1 Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 563 Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи.

Нельзя не учитывать, что Ф. Энгельс разрабатывал классификацию форм движения во второй половине прошлого века, опираясь при этом на конкретные достижения естествознания того времени.

Учитывая, что последующее развитие науки может внести определенные коррективы в предложенную им классификацию, Энгельс вовсе не считал ее чем-то завершенным и окончательным. И он был прав. Современная наука накопила чрезвычайно большой и разнообразный материал.

Поэтому естественно, что при учете новейших научных данных встал вопрос о дальнейшем развитии энгельсовской схемы классификации форм движения материи. Однако, несмотря на дискуссионность ряда проблем классификации форм движения материи, выделение Энгельсом пяти основных форм следует считать в основном правильным и с точки зрения современного научного знания.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Поэтому она свойственна марксистскому философскому взгляду на мир. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества, лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни.

В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи. Представляя собой единство изменчивости и устойчивости, абсолютного и относительного, движение характеризуется также единством непрерывного и прерывного. Движение писал В.И.Ленин в Философских тетрадях есть сущность времени и пространства Движение есть единство непрерывности времени и пространства и прерывности времени и пространства.

Понятия пространство и время возникли уже на первых, начальных стадиях развития практики и познания. Выделив себя из природы и вступив с ней в определенные отношения, человек осознавал как отдельность, относительную самостоятельность, обособленность вещей, так и их внеположность существование одного вне другого и соответствующее местоположение - пространственные характеристики. Далее, познавая изменения, происходившие в предметах в результате воздействия на них орудий труда в процессе предметно-преобразующей деятельности, он отражал, выделял и фиксировал длительность этих изменений, а также последовательность появления идя исчезновения тех или иных качественных состоянии, то есть временные характеристики, временные отношения.

С точки зрения диалектического материализма, пространственно-временные свойства материального мира должны быть объяснены и выведены из самого этого мира. Реализация этого принципа стала возможной на основе последовательного проведения идеи о всеобщем взаимодействии, выражающем активность, самодвижение материи.

Представление о взаимодействии как причине существования и изменения пространственно-временных свойств реального мира подтверждается всем ходом развития современной науки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Категория материи и ее фундаментальное значение для философии

Выделяя главные сферы бытия природу, общество, сознание, мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы,… Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей,… Но само понимание субстанции может быть различным в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Движение как способ существования материи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формирования понятия материи в домарксистской философии
Формирования понятия материи в домарксистской философии. Материалистический взгляд на мир уходит своими корнями в далекое прошлое. Он начинает утверждаться в Египте и Вавилонии в конце треть

Диалектико-материалистическое учение о материи
Диалектико-материалистическое учение о материи. Первая половина Х1Х столетия явилась рубежом, на котором выработанная в истории философской мысли традиция религиозно-мифологической интерпретации вз

Всеобщие свойства и строение материи
Всеобщие свойства и строение материи. Философское понятие материи нельзя смешивать с естественнонаучными представлениями о строении и свойствах материи. Вместе с тем последние ни в коем случае нель

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги