рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие информационного общества

Работа сделанна в 1995 году

Понятие информационного общества - раздел Философия, - 1995 год - Концепция информационного общества в современной философии Понятие Информационного Общества. Определение Понятия Информационного Обществ...

Понятие информационного общества. Определение понятия информационного общества является одним из ключевых моментов данной разработки, и именно поэтому я решил вынести этот вопрос в отдельную тему. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию информационного общества.

Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.

Это породили огромное количество разнообразных названий и определений, о которых говорит У.Дайзард.

Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку пост т.е. после словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество.

Именно поэтому было так важно найти приниципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества.

И таким названием стало придуманное Тоффлером информационное общество.

Так как сам автор концепции информационного общества не дал четкого определения своему детищу, я попытаюсь это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.

Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.

Таким образом информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества. 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества Существует множество концепций, пытающихся объяснить, почему в истории все происходило так, а не иначе.

Основными из них традиционно считаются цивилизационная авторы - Тойнби, Данилевский и формационная знаменитая пятичленка Маркса. Первая из них кладет в основу развития человеческого общества социо-культурные типы, а вторая - производственно-хозяйственные отношения. Философы-авторы концепции информационного постиндустриального общества так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции - духовная либо материальная сфера.

Это доказывают цитаты из Тоффлера и Ясперса. Основное различие между взглядами Тоффлера и Ясперса заключается в том, что если последний считает началом перехода к новой цивилизации изменившееся сознание людей, то первый полагает моментом наступления новой волны изменившееся бытие человека и среду его обитания. Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов 1 история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать сельскохозяйственный, индустриальный и постиндустриальный 2 разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию 3 переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей 4 завершающим историческим этапом, который, по мнению одинх философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в блиажйшем будущем, является информационное общество.

Таким образом, можно заметить, что по своей сути концепция развития истории у авторов информационного общества гораздо ближе к формационной теории, чем может показаться на первый взгляд.

Основное сходство заключается в примате материальной сферы бытия над духовной за исключением Ясперса как философа техники, а основное различие - в периодизации если Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы рассматривают, как уже говорилось, основу производственных отношений. 3. Культура в новом обществе К сожалению, авторы концепции информационного общества за исключением, пожалуй, О.Тоффлера не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления принесет для культурной жизни человечества.

Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах Третья волна и статьях о будущем труда.

Именно поэтому умозаключения о культуре в новом обществе я буду строить во многом на основании его работ. В связи с грядущим наступлением информационного века, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее усвояемость. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработки информационного потока.

Этот процесс воздействует на культуру двояко с одной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры. Я хотел бы более подробно остановиться на этих тенденциях. Сближение духовного и материального на почве информационного элемента культуры иллюстрируется тоффлеровской блип-культурой.

В самом деле, она не является в полном смысле культурой, а служит исключительно средство передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого Война и мир будет блип-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется кратким пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля и точностью прописи характеров.

Именно в этом кроется причина четкого разграничения эмоционального и информационного элемента культуры. Это хорошо видно на примере живописи. Если раньше картины художников-реалистов удовлетворяли обе эти потребности, то теперь их функции резко разграничены - чертежи и карты суть информация, абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение. Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового общества представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к середине XXI века. 4. Человек в новом обществе Представления авторов концепции информационного общества о жизни человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными.

Таковы идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения.

Любопытно будет рассмотреть бытие человека в новом обществе, разложив его на отдельные элементы. Дом и семья. Распад классической нуклеарной семья как ячейки общества на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные формы брака численно превышают количество нуклеарных семей.

Что же касается возникновения электронного коттеджа, то здесь я не согласен с Тоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цель избавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работа переносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти к логическому завершению.

И тот факт, что этого не произошло, подтверждает идею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинства видов творческой, а иногда и нетворческой работы. Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации, диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизору остались нереализованными в силу малой практического эффекта данного способа.

Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я полностью согласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы слова через создание собственных информационных банков, высказанными Дайзардом и Мартином. Несмотря на некоторую утопичность попыток построения настоящей демократии, подобные технические нововведения служили бы как минимум надежной защитой против попыток тоталитарного возрождения. 5. Проблемы нового общества В принципе, вопрос о проблемах затрагивался в каждой части разработки.

Однако я счел уместным вынести его в отдельный параграф с тем, чтобы привлечь внимание к проблемам именно информационного постиндустриального общества. Я привлекаю к этому внимание потому, что многие авторы и это доказывают приведенные мною цитаты слить воедино три вида проблем трудности настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее. Проблемы современного мира широко известны экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами третьего мира и т.д Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к информационному обществу - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции.

Мы уже практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то есть остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления. Что же касается проблем информационного общества, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких.

Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозит развитие и поискать иной путь. В принципе, вопросы о бюрократически-информационной системе и тотальной контроле являются произовдными от этих трех. Эти вопросы еще ждут своих исследователей.

Список использованной литературы 1. Философский словарь. М.Политиздат, 1987. 2. Современная западная философия. Словарь. М. Изд-во полит. литературы, 1991. 3. Тоффлер О. Смещение власти знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М. Изд-во АН СССР, 1991. 4. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича.

М.Прогресс, 1986. 5. Тоффлер О. Третья волна. В жур. США - экономика, политика, идеология. 7-11 за 1982 год.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Концепция информационного общества в современной философии

Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл,… Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники теории… При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие информационного общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги