рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место постпозитивизма в философии науки

Работа сделанна в 1998 году

Место постпозитивизма в философии науки - Реферат, раздел Философия, - 1998 год - Постпозитивизм Место Постпозитивизма В Философии Науки. После Разочарования Ученых В Метафиз...

Место постпозитивизма в философии науки. После разочарования ученых в метафизических концепциях натурфилософии в формировавшейся как самостоятельное направление философии науки надолго возобладала тенденция к гипертрофии значения рациональных элементов в научном познании. Это привело к феноменологизации философии науки, рассмотрению науки как вещи в себе, существующей и развивающейся изолированно от остального мира по своим собственным законам, что нашло свое воплощение в системах позитивизма, а позднее неопозитивизма. Однако статичность создаваемой ими картины науки, невозможность адекватного отражения ни генезиса знания, ни закономерностей и динамики развития науки в целом привело к тому, что к середине ХХ века потенциал этих систем оказался в значительной степени исчерпан.

Попытка исправить сложившееся положение была предпринята представителями нового направления в философии науки постпозитивизма, основоположником которого выступил английский философ Карл Поппер.

Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью по многим вопросам существует внутренняя полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей Томаса Куна, это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы.

Условно можно выделить два основных направления естественно, обнаруживающих между собой общность релятивистское, представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Полани и фаллибилистское, к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса, Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго строят философские концепции исходя из тезиса о погрешимости научного знания, его неустойчивости во времени.

Разумеется, естественна преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако, как было сказано, постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, роста знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий.

В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. В связи с этим критике постпозитивистов подвергаются в основном особенности философии их предшественников, препятствовавшие историческому подходу к познанию тезис о существовании свободного от теоретических привнесений языка наблюдения, о возможности строгой демаркации науки и философии, стремление навязать познанию идеальные нормы, не являющиеся продуктами реальной научной практики, преувеличение роли формальных структур при исследовании знания и т. п. С этих позиций осуществляется и подход к процессам изменений в научном познании.

Происходит за исключением К. Поппера, фигуры в значительной степени переходной отказ от присущей позитивизму абсолютизации верифицирующего значения опыта.

Научный факт теряет свою метафизичность, сохраняя за собой лишь сугубо утилитарное значение. Summa summarum идей, лежащих в основе философских работ обсуждаемого направления, может быть представлена следующим образом Грязнов Б Садовский В. Проблемы структуры и развития науки Структура и развитие науки М 1978. С. 23 1. Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания. 2. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным. 3. Философские онтологические и методологические концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием.

Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в тело науки. 4. Динамика научного знания не является строго кумулятивным процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы. 5. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких ближних задач лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др. 6. В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу историко-научный, методологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др. При этом логический метод по меньшей мере не имеет доминирующего характера.

Внутреннее разнообразие постпозитивизма делает, однако, невозможным обсуждение этого философского течения без обращения к анализу концепций отдельных его представителей. Столь же немыслимо охватить все эти концепции в рамках ограниченного объема работы.

Поэтому дальнейшее изложение будет посвящено анализу тех из них, которые оказали наибольшее влияние на облик самой постпозитивистской философии, с одной стороны, и являются наиболее злободневными, с точки зрения автора с другой. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Постпозитивизм

Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов… В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки,… В то же время глубокое и адекватное философское осмысление науки предполагает анализ не только закономерностей …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место постпозитивизма в философии науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К. Поппер у истоков
К. Поппер у истоков. Карлу Попперу принадлежит честь создания первой философской концепции науки, способной в первой половине ХХ века противостоять начинавшему испытывать трудности неопозитивизму.

Имре Лакатос концепция научно-исследовательских программ
Имре Лакатос концепция научно-исследовательских программ. Заслуга критического переосмысления и дальнейшего развития попперовских идей принадлежит его ученику Имре Лакатосу. Лакатос сохраняет приве

Т. Кун нормальная и экстраординарная науки
Т. Кун нормальная и экстраординарная науки. Основой философского наследия Куна является его знаменитая Структура научных революций, появление которой на рубеже 1960-х гг. вызвало эффект разорвавшей

М. Полани концепция неявного знания
М. Полани концепция неявного знания. Полани, так же как и Кун, исходит из отличных от попперовских представлений о развитии науки, рассматривая в качестве ее сущностных характеристик культурно-исто

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги