Философия славянофилов

План 1. Введение. 2. И.В.Киреевский критика западного рационализма и философия цельного духа. 3. А.С.Хомяков концепция живого знания и принцип соборности. 4. Заключение. Введение Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным.В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований.

Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, русского духа. Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же растительная жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века. Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.

В напряженной полемике конца 30-х 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории. Философски осознать наше национальное призвание такова задача, до которой доросла Россия к эпохе николаевского царствования.

И как ни тяжелы были внешние условия ее духовной жизни, она эту задачу выполнила в раннем славянофильстве проблема национального русского самосознания впервые получила философскую формулировку.

Пусть ответ, который дали славянофилы на вопрос о сущности и назначении России, неверен, ошибочен или, по крайней мере, спорен. Все же за ними остается непреходящая заслуга ясной постановки и серьезного обсуждения этого вопроса. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

При этом следует учитывать, что ни славянофильство, ни западничество не представляли собой какую-то единую школу или единое философское направление их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций. Лидеры славянофильства - Алексеи Степанович Хомяков 1804 1860, Иван Васильевич Киреевский 1806 1856, Константин Сергеевич Аксаков 1817-1860, Юрий Федорович Самарин 1819 1876 выступили с обоснованием самобытного пути развития России.

Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше разыгрывать унизительной роли безродных найденышей, которую навязал России Петр. Они много и плодотворно поработали, чтобы понять идейные основы государственного и культурного творчества русского народа до Петра. Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается европейская культура далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил что подражание Европе гарантия здорового государственного и культурного строительства.

Славянофилы говорили Русские не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура. Заслуги славянофилов, несмотря на романтизм и некоторую утопичность их воззрений на русское прошлое велики. Так, Киреевский философски обосновывает идею о самобытности исторического пути русского народа и самобытности русской культуры.

А. Хомяков в своих богословских сочинениях поднимает православное богословие на высшую ступень, философски обосновывает идею соборности православной церкви и соборности русского народа. Эти идеи, так же как и многие другие, развиваемые славянофилами, не что иное как древние русские идеи, забытые после Петровской революции. Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс.

Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как единственный и постоянный действователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

И.В.Киреевский критика западного рационализма и философия цельного духа

Основная идея славянофилов только истинное не искаженное христианство ... Киреевского, заключается в освобождении ее умственной жизни от искажаю... И.В. Можно соглашаться или не соглашаться с данной оценкой характера русско... Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности, выра...

А.С.Хомяков концепция живого знания и принцип соборности

Хомякова, выражало лишь внешнее единство всех христиан. Свободное единство православных верующих должно основываться на бескор... Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе... Православие в концепции славянофилов выступало как духовная основа все... Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном...

Заключение Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совершенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.

Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то тем не менее они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и домыслов.

Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев вот крупнейшие русские строго церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности, которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви, пишет проф. Ив. Андреев в статье Религиозное лицо Гоголя. Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и Непонятый Предвозвеститель Пушкин. Эту целостность души они приобрели изучая духовную философию Восточных Отцов Церкви, которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.

И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из старцев, он был весь душа и любовь. По оценке Н. Арсеньева, автора биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и своих сил единой высшей цели проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей Правде, которой он служил всем своим существом. Хомяков был убежденным противником крепостного права.

Христианин, писал он гр. Я.И.Ростовцеву, может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем. Он был горячим проповедником освобождения крестьян и является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства. Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с учением их идейных противников западников людей потревоженного духа. Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия борьбы с умственным безмерием.

Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность. Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы в середине века, проиграли и народники к концу столетия. Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский эксперимент, основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это великим переломом по сравнению с которым перелом, пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития. Список использованной литературы. 1. Философия Учебник для ВУЗов под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова М. Культура и спорт ЮНИТИ, 1998 год. 2. История философия Учебник для ВУЗов А.Н.Волкова, В.С.Горнев М. изд-во Приор, 1997 год. 3. Философия Учебник для ВУЗов Ростов нд. Феникс, 1997 год. 4. Николай Устрялов.

Национальная проблема у первых славянофилов. Русская мысль, книга Х, 1916 г. 5. Лосев А.Ф. Русская Философия Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.91.