УЧЕНИЕ СОКРАТА

УЧЕНИЕ СОКРАТА. ФИЛОСОФИЯ В ПОНИМАНИИ СОКРАТА. Сократ внес в понятия философия и философ новое значение, которое и поныне считается одним из поворотных пунктов во всей истории греческой философии. Эти термины означали исследование космоса и наблюдаемых явлений природы. Сократ же сконцентрировал свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Исследование природы он считал бесполезным занятием на том основании, что познание того, по каким законам происходят небесные явления, не позволяет ни изменять эти законы, ни создавать явления природы, такие как, ветер, дождь, времена года и тому подобное Платон, Апология.

В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимущество перед науками о природе. Это преимущество состоит в том что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается познание самого себя и своих дел, определения программы и цели своей деятельности, ясное осознание того что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Хотя переориентация космологии на антропологию была начата софистами, тем не менее, они были слишком погружены в открывшийся им бесконечный мир чувственных ощущений, которыми и ограничивались все горизонты доступного им самосознания духа. Однако самосознание духа не есть только одни чувственные ощущения и жажда острых переживаний. Духовное самосознание это проблема жизни в целом, и потому Сократ, отталкиваясь от софистов, идет дальше.

Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной проблемы, есть метод самопознания. Неслучайно дельфийское изречение Познай самого себя стало для Сократа формулой не только мудрости, но и жизни. Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего познание человеком своего внутреннего мира, осознания того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешний деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность.

С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они не были, потому что они не гарантируют благополучия и не делают человека счастливым. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не являются подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к врачеванию души. Таким образом, дельфийское познай самого себя было для Сократа признанием души psyche руководящим началом в человеке, призывом к заботе о душе, к осмыслению духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ спустил философию с неба на землю.

По свидетельству Ксенофонта, изучая дела человеческие, Сократ рассматривал их как наиболее близкое и нужное человеку. Сообразно с этим Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо Воспоминания.