Происхождение религии

Происхождение религии. Но так и должно быть, если учесть, что боги творятся людьми по своему образу и подобию.

У эфиопов боги курчавы и черны, а у фракийцев голубоглазы и рыжеваты. Вообще смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как они. Отсюда создаваемые людским воображением образы богов. Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения искусства, подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей. Так Ксенофан вскрыл антропоморфные корни религии и, конечно, был далек от того, чтобы увидеть социальные. Правда, вне внимания Ксенофана осталась неявно антропоморфная религия, в которой боги действуют как люди, но их черты звероподобны.

Но это не умаляет заслуги Ксенофана, поскольку всякая религия в сущности антропоморфна, принадлежит в своей мировоззренческой части к социоантропоморфическому виду мировоззрения. Но мировоззрение Ксенофана не только негативно, не только антимифологично. Оно и сверхмифологично. Ксенофан дает свою картину физического мира, исключающую мифологизмы.