рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Онтология

Онтология - раздел Философия, Элеаты Онтология. Мировоззрение Ксенофана Не Только Сверхмифологично В Своей Физично...

Онтология. Мировоззрение Ксенофана не только сверхмифологично в своей физичности, но оно и сверхфизично.

Оно сверхфизично в своей философичности. У Ксенофана физическая и собственно философская картина мира начинают расходиться. Философия начинает выделяться из мировоззренческой физики. Нечто похожее было и у ионийских философов. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, не говоря уже об апейроне Анаксимандра, были не только физическими явлениями, но, будучи сущностями других форм вещества, несли в себе и сверхфизический аспект.

Они были носителями мироединства. В познании этого единства ионийские философы видели сущность философии. Но все же это единство было погружено в природу. У ионийцев оно так и не смогло из нее выкристаллизироваться. Не то у Ксенофана. Мысль его идет дальше. Она все еще неуклюжа. Поэтому Аристотель и говорит о Ксенофане, что тот ничего не различил ясно в едином. Он не определил его ни как ограниченное, ни как безграничное, ни как материальное, ни как идеальное как то, что соответствует понятию.

Но, говорит Аристотель о Ксенофане, воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое вот что такое бог. Аристотель недоволен Ксенофаном. Он говорит, что Ксенофан как мыслитель грубоват. Аристотелю более импонирует Парменид. Но мы не будем строги к Ксенофану, ибо именно он при рассмотрении мира в целом выделил его философский аспект. Правда, этот аспект в силу исторической незрелости мысли Ксенофана оказался слитым с понятием бога. Бог Ксенофана. Критика политеизма велась Ксенофаном не столько с позиций атеизма, сколько с позиций монотеизма. И в этом смысле она была ограниченной.

Эта ограниченность хорошо видна в том, что Ксенофан так и не смог преодолеть до конца столь, казалось бы, ненавистный ему антропоморфизм. Да, его бог, как говорит Ксенофан, не подобен смертным ни телом, ни мыслью. Однако он всевидящ, всемыслящ, всеслышащ. В этом отношении бог Ксенофана, конечно, антропоморфен. Мировоззрение Ксенофана антропоморфно, как антропоморфен всякий философский идеализм.

Он отнимает у мироздания все приписываемые ему мифологией человеческие черты за исключением одной мышления, сознания. Бог Ксенофана это чистый ум. Он не физичен. У него нет телесной силы. Его сила в мудрости. Критикуя эллинское обыденное сознание и его ценности, Ксенофан говорил, что мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей. Поэтому философ, с точки зрения Ксенофана, более полезен для общества, чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог Ксенофана и есть такой космический философ.

Он неподвижен. Переходить с места на места, метаться по миру, как это делают обычные боги, ему не приличествует. Этот богофилософ всем правит одной лишь силой своей мысли, без всякого физического усилия. Такой бог один и един. Вот все, что мы узнаем из тех шести строчек, которые сохранились и в которых Ксенофан говорит о своем боге. В этих строках сказано, что бог не подобен человеку. Но то, чему он подобен, сводится там лишь к всемогуществу мысли. Он не подобен человеку не потому, что он не мыслит.

Напротив, кто мыслит, так это именно бог. Его мысль всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом. Но чему же тогда подобно тело бога Об этом мы узнаем из доксографии. Об этом было сказано уже у Аристотеля единый бог Ксенофана это небо в его целости. От других доксографов мы узнаем, что бог Ксенофана подобен шару и тождественен космосу. Богокосмос Ксенофана един, вечен, однороден, неизменен, невредим и шарообразен. Таким образом, Ксенофан оказывается пантеистом бог есть все, но это все берется не в многообразии, а в высшем единстве.

В основе этого единства мысль. Поэтому в той мере, в какой это можно говорить о протофилософии а мировоззрение Ксенофана остается еще на протофилософской ступени, мировоззрение Ксенофана идеалистично, а поскольку он подчеркивает неизменность мироздания, то и метафизично. Это поразительным образом уживается со стихийным материализмом и наивной диалектикой физической картины мироздания у Ксенофана.

Но и в рамках онтологии идеализм Ксенофана ограничен его пантеизмом.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Элеаты

Учение элеатов новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категории субстанции.У ионийцев субстанция… Более того, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления,… Кроме того, Ксенофан писал сатирические стихотворения силлы, где высмеивал как поэтов Симонида, так и философов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Онтология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антимифологизм
Антимифологизм. Именно Ксенофан впервые высказал смелую мысль о том, что боги творения человека. У Ксенофана становится явным то, что лежит в основании генезиса философии преодоление, а затем и кри

Происхождение религии
Происхождение религии. Но так и должно быть, если учесть, что боги творятся людьми по своему образу и подобию. У эфиопов боги курчавы и черны, а у фракийцев голубоглазы и рыжеваты. Вообще см

Космогония и космология
Космогония и космология. Ксенофан как философ-физик примыкает к ионийской традиции. На него большое впечатление оказали, по-видимому, находки камней с отпечатками на них морских животных и растений

Гносеология
Гносеология. Посмотрим теперь, каковы гносеологические основания этого раскола между физической и философической картиной мира в мировоззрении Ксенофана. Мы видим, что то обесценивание физической к

Жизнь и сочинения
Жизнь и сочинения. Парменид современник Гераклита. Акмэ того и другого приходится на 69-ю олимпиаду 504-501 гг. до н. э У Платона Парменид на тридцать лет моложе, иначе он не мог бы встретит

Небытие и мышление
Небытие и мышление. Что это не исключено, видно из того способа, каким Парменид опровергает существование небытия. Небытие не существует, потому что оно не мыслимо. А немыслимо оно потому, что сама

Метафизика
Метафизика. В вопросе же о развитии Парменид уже входит в сферу метафизики как антидиалектики. Парменид делает вполне логичный, но в то же время метафизический вывод из того, казалось бы, несомненн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги