Метод конструирования

Метод конструирования. Шеллинг руководствуется в своих эстетическихисследованиях методом конструирования. С помощью нескольких категорий идеальноеи реальное, субъективное и объективное, бесконечное и конечное, свобода и необходимостьи др. он конструирует идеальную модель мира искусства. Гегель отмечал, что оперируядвумя понятиями идеальное и реальное , Шеллинг уподобился художнику, которыйпопытался изобразить мир посредством смешения всего-навсего двух красок, имевшихсяна его палитре.

Шеллинг пытается определить место искусствав универсуме и тем самым уяснить его внутреннюю необходимость и метафизический смысл. Искусство - это как бы завершение мирового духа, в нем находят объединение в формеконечного субъективное и объективное, дух и прирда, внутреннее и внешнее, сознательноеи бессознательное, необходимость и свобода.

Как таковое, искусство есть созерцаниеабсолюта. Искусство, как и природа, есть нечтоцелостное. Все виды, роды и жанры искусства, согласно Шеллингу, внутренне связаны, составляют единое целое, ибо они с разных сторон и своими средствами воспроизводятабсолютное. Но Шеллинг не только рассматривает различные виды и жанры искусствас точки зрения их органической связи между собой.

Такую же связь он устанавливаетмежду искусством, философией и моралью. При этом он исходит из кантовской триадыидей красоты, истины и добра. Если истина связана с необходимостью, а добро сосвободой, то красота выступает как синтез свободы и необходимости. Шеллинг считает, что между истиной, добром и красотой не может быть того отношения, какое существуетмежду целью и средством. 3.2. Принцип историзма Идея целостного рассмотрения всех явленийискусства находится в тесной связи с принципом историзма.

Уже Гердер, Шиллер, Г ттевысказывали мысль о необходимости исторического подхода к искусству. Шеллинг попыталсясделать принцип историзма исходным в своем анализе. Замысел философа, однако, немог быть осуществлен. Дело в том, что в абсолюте Шеллинга нет движения и развития, а следовательно, и времени. А поскольку в системе искусств отражается не что иное, как абсолют, где время перестает существовать, то, естественно, и искусства оказываютсяв конечном счете изъятыми из времени. 3.3.