Красота и искусство

Красота и искусство. Определение дедуцированной из абсолютакрасоты совпадает для Шеллинга с дефиницией искусства.

Красота пишет он неесть ни только общее или идеальное оно истине, ни только реальное оно проявляется в действовании Она есть лишь совершенное взаимопроникновение или воссоединение того и другого. Красота присутствует там, где особенное реальное в такой мере соответствует своемупонятию, что это последнее, как бесконечное, вступает в конечное и рассматриваетсяin concreto.

Этим реальное, в котором оно понятие проявляется, делается действительноподобным и равным прообразу, идее, где именно это общее и особенное пребывают вабсолютном тождестве 1, стр.81 . Такое совпадение не случайно. Для Шеллингаобласть искусства в основном ограничивается воспроизведением прекрасного, посколькуи универсум выступает у него в виде абсолютного произведения искусства, созданногов вечной красоте. Важно отметить, что философ сближает понятия прекрасного и возвышенного. Он прямо заявляет, что между этими категориями есть лишь чисто количественное различие, и приводит много примеров для доказательства их полной нерасторжимости.

Резюмируя свои мысли относительно сущностиискусства, Шеллинг пишет Подлинное конструирование искусства есть представлениеего форм в качестве форм вещей, каковы они сами по себе или каковы они в абсолютном универсум построен в боге как вечная красота и как абсолютное произведение искусства также все вещи, взятые сами по себе или в боге, безусловно прекрасны, а равно ибезусловно истинны.

Поэтому и формы искусства, коль скоро они суть формы прекрасныхвещей, представляют собой формы вещей, каковы они в боге или каковы они сами посебе, и так как всякое конструирование есть представление вещей в абсолютном, токонструирование искусства есть по преимуществу представление его форм, каковы онив абсолютном, и тем самым универсума, как абсолютного произведения искусства, таким, как он в вечной красоте построен в боге 1, стр.86 . Для Шеллинга характерна мысль о внутреннейизоморфности искусства и органической жизни это наиболее заметно в его анализеживописи, скульптуры и архитектуры. Разум, по Шеллингу, непосредственно объективируетсяв организме.

То же происходит и в процессе художественного творчества. Ведь генийтворит подобно природе. В сущности творческий процесс представляется Шеллингу какпроцесс неосознанный, иррациональный, неуправляемый, хотя философ и высказываетразные оговорки на этот счет.3.4.