Искусство и мифология

Искусство и мифология. Большое место в Философии искусства занимает проблема мифологии.

Философ полагает, что мифология есть необходимое условиеи первичный материал для всякого искусства 1, стр.105 . Проблема мифологии связывается у Шеллингас установкой на выведение искусства из абсолюта. Если красота есть облечение абсолютногов конкретно-чувственное, но в то же время непосредственный контакт между абсолютоми вещами невозможен, требуется некоторая промежуточная инстанция. В качестве последнейвыступают идеи, распадаясь на которые абсолютное становится доступным чувственномусозерцанию.

Идеи, таким образом, связывают чистое единство абсолюта с конечным многообразиемединичных вещей. Они-то и суть материал и как бы всеобщая материя всех искусств. Но идеи как объект чувственного созерцания, по Шеллингу, то же, что боги мифологии. В связи с этим Шеллинг и отводит большое место конструированию мифологии как всеобщейи основной материи искусства. Шеллинг изложил концепцию мифологии всистематической форме в Философии мифологии и откровения, а также в трудах Мировыеэпохи и Самофракийские мистерии. Эта концепция достаточно противоречива.

С однойстороны, Шеллинг подходит к мифу с исторической точки зрения. Так, сопоставлениеантичной и христианской мифологии приводит философа не только к идее историческойизменчивости мифа, но и к выявлению отличительных способностей древнего и новогоискусства. Наряду с этим миф часто понимается у Шеллинга как специфическая, безотносительнаяк каким-либо историческим границам форма мышления.

Миф сближается Шеллингом с символом, т.е. с чувственным и неразложимым выражением идеи, с художественным мышлением вообще. Отсюда делается заключение, что ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем искусствонемыслимо без мифологии. Если последняя отсутствует, то, по мнению Шеллинга, художниксам создает ее для своего употребления. Философ надеется, что в будущем возникнетновая мифология, обогащенная и оплодотворенная духом нового времени.

Философия природы, по его мнению, должна создать первые символы для этой мифологии будущего. Сформулировав общеэстетические принципы,Шеллинг приступает к рассмотрению отдельных видов и жанров искусства.3.5. Идеальный и реальный рядыв искусстве Философская система Шеллинга покоитсяна постулировании двух рядов, в которых конкретизируется абсолют идеального и реального. Соответственно расчленяется и система искусств. Реальный ряд представлен музыкой, архитектурой, живописью и пластикой, идеальный - литературой.

Как бы чувствуя натянутостьсвоего принципа классификации искусств, Шеллинг вводит дополнительные категории рефлексия, подчинение и разум, которые были призваны конкретизировать исходныеположения. Однако и при этом классификация остается достаточно искусственной.3.6. Музыкаи живопись Характеристику отдельных видов искусствон начинает с музыки. Это наиболее слабая часть, поскольку этот вид искусства Шеллингзнал плохо, что и заставило его ограничиться самыми общими замечаниями музыка какотражение ритма и гармонии видимого мира, лишенное образности воспроизведение самогостановления, как такового, и т.п Живопись, по Шеллингу, первая форма искусства, воспроизводящая образы.

Она изображает особенное, частное во всеобщем. Категорией, характеризующей живопись, является подчинение. Шеллинг подробно останавливаетсяна характеристике рисунка, светотени, колорита. В споре между сторонниками рисункаи колорита он выступает за синтез того и друго, хотя на практике четко прослеживается, что рисунок для него имеет большее значение. Наряду с рисунком для Шеллинга большоезначение имеет и свет, поэтому идеал Шеллинга в живописи двойствен это то Рафаель рисунок то Корреджо светотень 3.7. Архитектураи скульптура Искусство, синтезирующее музыку и живопись,Шеллинг видит в пластике, куда включаются