Трагедия

Трагедия. Относительно трагедии Шеллинг связываеттрагический конфликт с диалектикой необходимости и свободы свобода дана в субъекте, необходимость - в объекте. Столкновение исторической необходимости с субъективнымиустремлениями героя составляет основу трагической коллизии. В своей концепции трагическогоШеллинг отчасти исходит из идей Шиллера, который дал не только теорию, но и блестящиеобразцы трагического жанра.

Для Шиллера смысл трагедии в победе духовной свободынад неразумной, слепой, природной необходимостью судьбы. Для Шеллинга этот смыслв том, что в столкновении свободы и необходимости не побеждает ни одна из сторон, точнее, побеждают обе стороны трагический конфликт завершается синтезом свободыи необходимости, их примирением. Только из внутреннего примирения свободы и необходимостивозникает желанная гармония, говорит Шеллинг.

Шиллеровская неразумная судьба превращаетсяу Шеллинга в нечто разумное, божественное, закономерное. Вследствие такой интерпретациинеобходимости последняя у Шеллинга приобретает мистически-религиозный оттенок неотвратимости. Поэтому вполне логично, что Кальдерона Шеллинг ставит выше Шекспира, ибо у последнего свобода борется со свободой. Понятно также, почему в толковании Шеллинга ЭдипСофокла приобрел черты библейского страдальца Иова. 3.8.3.Комедия В меньшей степени разработана у Шеллингапроблема комического.

Он видит сущность комедии в переворачивании свободы и необходимости необходимость переходит в субъект, свобода - в объект. Необходимость, ставшая капризомсубъекта, разумеется, уже не есть необходимость. Шеллинг здесь переходит на позициисубъективизма и тем самым изымает комический конфликт из сферы исторической закономерности, в силу чего возникает возможность произвольного толкования исторических конфликтов.4.