рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь и сочинения

Работа сделанна в 2000 году

Жизнь и сочинения - Реферат, раздел Философия, - 2000 год - Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции Жизнь И Сочинения. Годы Жизни Аристотеля Относятся К Периоду Македонского Зав...

Жизнь и сочинения. Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина - город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником - сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил.

Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367 г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады - город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.

ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОДПрибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г Аристотель поступил в существовавшую там уже в течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя.

Когда Аристотель приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его умом. Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником - Ксенократом, Платон говорил, что один Ксенократ нуждается в шпорах, другой Аристотель - в узде и Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать. Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя. Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии.

Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению Платона. Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙПокинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазийском городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основан Гермием - тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года 348 7-345 . Здесь он нашел себя его собственное мировоззрение определилось.

К тому же племянница приемная дочь Гермия Пифиада становится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После казни Гермия Аристотель вынужден был покинуть Атарней и последующие три года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбос, куда его пригласил Теофраст - друг и помощник, уроженец тех мест. В 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению Филиппа II, переехал в новую столицу Македонии - город Пеллу, где в течение трех лет преподавал тринадцатилетнему Александру политические и философские науки.

В выборе Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, и слава последнего как философа учившего к тому же, что историческое предназначение греков - стать властелинами мира. Трудно сказать, в чем состояла методика воспитания Аристотеля и насколько ему удалось облагородить характер будущего завоевателя мира, отличавшегося безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием.

Но конечно Аристотель не стремился сделать из Александра философа чего желал бы на его месте Платон и не мучил его геометрией, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера. Говорят, что Аристотель специально для своего воспитанника издал гомеровскую Илиаду, благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле. Впоследствии Александр якобы сказал Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю - тем, что дает ей цену. Преподавательская деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, что Александр стал правителем огромной страны.

Аристотель возвращается на родину - в Стагир, разрушенный Филиппом II в войне против Афин. Там он провел три года 339-336 . Пребывание Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа. Придя к власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город, за что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля.

Сам же он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможность вернуться в Афины. ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД Оказавшись в 335 г. после двенадцатилетнего перерыва снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишь за чертой города - к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев местом для гимнастических упражнений. Он находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристотеля.

В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как прогулка и крытая галерея вокруг двора по-древнегречески перипатос, то школа Аристотеля получила второе название - перипатическая мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено. От него происходит название членов Ликея - перипатетики.

Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет. Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников.

Аристотель и его школа приобрели широкую известность. Маркс называл Аристотеля Александром Македонским греческой философии. Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир. Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с эпохой Александра, которая была, как подчеркивает Маркс, временем высочайшего рассвета Эллады.

Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не-греков. Его открытое письмо Александру О колонизации успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей.

Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем. Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне который он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы 13 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям.

Не избежал общей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан - гимн в честь бога, что не подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступления против философии под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г Аристотель отправляется в Халкиду на остров Эвбея, на виллу своей матери Фестиды.

Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством его друг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах и власть промакедонской партии была восстановлена.

Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены - Пифиады она умерла молодой, что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения относительно обоих детей.

Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых от третьего мужа - физика Метродора был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯДетище Аристотеля - его философская школа Ликей просуществовала до конца античного мира. Детьми Стагирита были и его сочинения.

Наследие мыслителя огромно. Древние каталоги его трудов содержали названия нескольких сот книг см например, каталог Диогена Лаэртского - там же, стр. 212-213 . Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к самым различным областям - логике, естествознанию, истории, политике, этике, литературе.

Обилие использованного Аристотелем фактического материала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным организатором. Нельзя сомневаться в том, что материалы к некоторым работам Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и растительного мира, подбирались его учениками. До нас дошла лишь небольшая их часть. Аристотелевские сочинения распадаются на три группы 1. Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее это произведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные 2. Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за ее пределами 3. Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей они не отредактированы и не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его философского развития, а потому противоречивы.

Однако, несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля - в них выражено его зрелое мировоззрение.

Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все коллективные работы, в том числе описания государственных устройств, исключая Афинскую политию, связываемую обычно с именем самого Аристотеля.

Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта, где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела и История животных. Что касается третьей группы сочинений, то в большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде. Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах.

Только после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашней аристотелевской школы - перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как Грилл, Евдем, Софист, Политик, Менексен, Пир Симпосион , О философии. К ним примыкают Увещевания Протрептикус. Грилл, по-видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар красноречия.

Диалог Евдем представляет Аристотеля как убежденного платоника. Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав в этот мир и воплотившись.

Аристотель объявляет союз души и тела противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта Феогнида Самое лучшее для человека - вовсе не родиться, родившись же - скорее умереть. В Увещеваниях, обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей.

Однако она не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни. Науки а в Увещеваниях философия трактуется как знание вообще уже многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему прикрученным так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых пленниками. Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах.

Об этом свидетельствуют его сочинения Об идеях и О благе, диалог О философии и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов. Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно разделить на восемь основных подгрупп 1 сочинения по логике Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, Опровержение софизмов, Категории, Об истолковании, известные в истории философии под названием Органон 2 произведения, посвященные проблемам первой философии, объединенной Андроником Родосским в одно сочинение под названием Метафизика 3 физические Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика 4 биологические История животных, О частях животных, О происхождении животных, О движении животных 5 психологические О душе и восемь работ, объединенных затем под общим наименованием Parva naturalia 6 этические Никомахова этика, Евдемова этика, Большая этика 7 политико-экономические Политика, Экономика 8 искусствоведческие Поэтика, Риторика. С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос - вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав трактатов книг, а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов Аристотеля.

Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа немецкого ученого Вернера Иегера Аристотель.

Иегер первый попытался реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве Аристотеля его второго периода годов странствий. Он считал, что Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер отнес в самый конец деятельности философа.

Однако позднее английский издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во второй период.

В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения души и тела, разума и души, дал в своем труде Эволюция психологии Аристотеля иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.

Обратимся к следующей таблице Таблица 1 Иегер Нуйенс I Первый афинский период 367-347 Все диалоги, кроме диалога О философии Протрептикус Физика I, II, VII О небе I О душе III Политика II, 2-3 О философии, Протрептикус О возникновении и уничтожении Физика I-VII О небе Категории Топика IIГоды странствий 347-335 О философии, ранняя часть Метафизики Физика III, IV, V, VI О небе II, III О возникновении и уничтожении Политика II, III, VII, VIII Евдемова этика Метафизика I, III, IV, XI, 1-8, XIII, 9-10, XIV все биологические работы, за исключением некоторых частей О происхождении животных и О частях животных Никомахова этика IIIВторой афинский период 335-322 Поздняя часть Метафизики Физика VIII О душе I, II Никомахова этика Политика I, IV,V, VI все биологические работы Метафизика XIII, 1-8, VII, VIII, IX, XII О душе поздние части О возникновении животных и О частях животных позднейшая часть Метафизики XII, 8 Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы Аристотеля.

Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями Метафизики.

Прежде всего, отметим, что сам термин метафизика был Аристотелю неизвестен это неологизм издателя Аристотеля Андроника Родосского. Он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами то, что после физики та мета та фюсика, откуда путем выпадения артикля и слияния и получилось слово метафизика. Метафизика Аристотеля сложилась стихийно из разных частей, написанных в разное время.

Отсюда ее противоречия и повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. Поздняя часть XIII книги - новый вариант XIV и частично I книги 4-я и 5-я главы XIII книги - прямое переложение 6-й и 9-й глав первой книги Метафизики. Книга XII самостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и частично XIII книги. Самостоятельна V книга - первый словарь философских терминов. Вернером Иегер различил в Метафизике ранние и поздние части, а внутри их - основные и побочные в соответствии с содержанием. Отсутствие второй книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и, издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чего числовой номер книг Метафизики, начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в греческом алфавите плюс единица.

Из таблицы видно, что более или менее связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги Метафизики. Изучение Метафизики следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V - словарь философских терминов.

Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он колебался между материализмом и идеализмом, между линией Демокрита и линией Платона. В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.

Аристотелевская классификация наук Каждое сочинение Аристотеля - Метафизика, Этика, Физика, Политика и др начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина. Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания. Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью. Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

У творческих наук источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее - в тех, кто его совершает.

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой правды вещей. Теоретические науки Аристотель разделяет на первую философию, математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные материи. Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет изучения философа- метафизика.

Первая философия обнаруживает неизменные начала сущего. Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в следующей схеме. Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением наук стоит социальное деление общества искусства - это дело ремесленников, наука - дело мудрецов, практика - дело политиков. Поэтому практические и творческие науки ниже теоретических умозрительные теоретические дисциплины выше созидающих. Занятие умозрительными науками - форма интеллектуального времяпрепровождения господ.

Для сравнения приведем платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть исходила из представлений о частях души см. далее Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается, прежде всего, в чрезмерном противопоставлении первой философии как науки о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении первой философии от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем введения критерия ценности объекта познания.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук. Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя возникновение рождающихся вещей то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается это - источник, откуда получается первое движение в каждой из природных вещей - в ней самой, как таковой природою называется тот основной материал, из которого или состоит или возникает какая-либо из вещей далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от природы вещей природа, это - форма и сущность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции

Ф. Энгельс называл Аристотеля самой уникальной головой среди древних, мыслителем, исследовавшим существенные формы диалектического мышления. Аристотель жил в IV в. до н. э. кК этому времени древнегреческая, античная,… Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философских…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь и сочинения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Первая философия или метафизика
Первая философия или метафизика. Основной вопрос философии для Аристотеля - это вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо самостоятельная причина как замечае

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ
БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ. Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не затрагивая вопроса о мышлении. Ар

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ. Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не существовать нельзя. Поэтому правда в том, ч

УРОВНИ БЫТИЯ
УРОВНИ БЫТИЯ. Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность единичных предметов, этих вот вещей, отдельных вещей, сущностей, воспринимаемых чувствами, чувственных сущностей. Это то, что мож

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ
СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ. Субстрат подлежащее определяется Аристотелем как то, о чем сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом. Субстрат лежит в основе двояким образом, или

СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ
СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ. Аристотель склоняется к тому, чтобы принять за сущность вид. Он говорит, что последнее видовое отличие - это будет сущность вещи и ее определение, а определение вещ

ТЕОЛОГИЯ
ТЕОЛОГИЯ. Такой единичной первопричиной в трех смыслах у Аристотеля оказывается Бог. Так первая философия Аристотеля оборачивается теологией. Этот термин известен Аристотелю, более того, он,

Аристотель об онтологии предшественников
Аристотель об онтологии предшественников. ОБ ОНТОЛОГИИ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВВ своих сочинениях Стагирит рассматривает онтологические представления предшествующих ему античных философов. Труды Аристотеля

Критика теории идей Платона
Критика теории идей Платона. КРИТИКА ТЕОРИИ ИДЕЙ Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине говорит Аристотель. Аристотель показывает, что платон

Вторая философия или физика
Вторая философия или физика. Первая философия не единственная наука, изучающая сущее. Этим занимаются и другие науки. Но они, будучи частными, исследуют ту или иную часть его, то или другое бытие и

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Хотя принцип целесообразности Аристотель как будто бы распространяет на все мироздание, он не гилозоист. Как он пишет в произведении О душе, из естественных тел одни наделены ж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги