СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ. Субстрат подлежащее определяется Аристотелем как то, о чем сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом. Субстрат лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь или как материя для осуществленности. МАТЕРИЯМатерия Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество То, что само по себе не обозначается ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее. Такова первая материя.

Во-вторых, в более широком смысле слова, материя - это то, из чего вещь состоит и из чего вещь возникает. Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все возникает и все состоит из первой материи. Отдельные же вещи исключая четыре стихии возникают и состоят из уже предварительно оформленной своей, специальной, или последней материи. ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, И РОД И КАТЕГОРИИ Что касается рода в качестве сущности, то Аристотель пишет Если взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в вещах роды - это общие моменты, а как раз родам, по их словам, присущ характер начал и сущностей в большей мере, ибо они разбирают вопрос под углом понятия.

Аристотель не согласен с современными философами. Он утверждает, что роды не существуют помимо видов. Не является сущностью и всеобщее ведь оно по своей природе присуще многому. Но в таком случае оно будет сущностью или у всех вещей, которые тем или иным всеобщим объемлются, или не будет ни у одной.

Но у всех всеобщее сущностью быть не может. А если всеобщее будет сущностью у одной вещи, тогда и все остальные, к чему относится это вообще, будет этой же вещью. Итак, делает вывод Аристотель, ни всеобщее, ни род не есть сущность. КАТЕГОРИИПод всеобщим Аристотель понимает также и категории - наиболее общие и соответствующие структуре сущего роды высказывания о вещах. В Метафизике категории упоминаются нередко, но не в полном объеме и в разном составе.

Аристотель всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе, что же до других категорий, то ни одно из свойств не существует от природы само по себе и не способно отделяться от сущности все другие определения сказываются о сущности кроме сущности, ни что не может существовать отдельно, так что эти дальнейшие определения нельзя даже, пожалуй, без оговорок считать реальностями. Сущности существуют безоговорочно, все остальное существует через них и благодаря им как качества, количества, отношения сущностей.

Эта мысль проходит через все труды Аристотеля. По мнению Аристотеля, и о не-бытии можно говорить в различных смыслах, как это имеет место по отношению к бытию. Ведь и не быть человеком - это значит не быть этой вот вещью, не быть прямым - не быть этой вот вещью, не быть прямым - не быть вот таким-то по качеству, не быть трехметровым - не быть вот таким-то по длине по количеству. Таким образом, и не-бытие существует категориально. Таков первый смысл допущения Аристотелем существования относительного не-бытия.

ЕДИНИЧНОЕАристотель подчеркивает, что главными отличительными чертами сущности является способность к отдельному существованию и данность в качестве вот этого определенного предмета. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что им может быть наряду с материей вот эта вот отдельная вещь. Но эту вот отдельную вещь Аристотель называет чувственной сущностью, а также составной сущностью или составным целым, и состоит она, по его мнению, из двух начал сути бытия формы и субстрата материи, а то, что состоит из начал, позднее самих начал, а, следовательно, вторично.

Но самое главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию сущности - постижимости умом и определенности. Итак, сущность - не субстрат, не всеобщее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия и субстрата.