СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ

СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ. Аристотель склоняется к тому, чтобы принять за сущность вид. Он говорит, что последнее видовое отличие - это будет сущность вещи и ее определение, а определение вещи - это формулировка, состоящая из видовых отличий и притом - из последнего из них. Это определение и выражает сущность, или суть бытия вещи, или, что то же самое, форму, или первую сущность.

Формою я называю пишет философ суть бытия каждой вещи и первую сущность. Кроме того, Аристотель подчеркивает, что для чувственно воспринимаемых единичных сущностей нет ни определения, ни доказательства, ибо они наделены материей, природа которой такова, что она может быть и нет вследствие чего они подвержены уничтожению все остальные вещи, принадлежащие сюда. Поэтому суть бытия не будет находится ни в чем, что не есть вид рода. МАТЕРИЯ И ФОРМАИтак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное она слагается из материи и формы сути бытия, сущности, первой сущности. Индивидуальная, или составная сущность вторична, материя и форма первичны.

Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны.

При этом материя как первоматерия едина, форм же много их столько, сколько низших, ближайших к вещам видов, то есть таких видов, которые уже далее на виды не распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма - это не качество, не количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Форма вечна и неизменна никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬОтношение между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и действительность.

Эти понятия позволяют представить отношение материи и формы динамически, в движении. Оформляясь, материя переходит из состояния возможности в состояние действительности. Понятие возможности открывает перед Аристотелем большие перспективы. Оно, во-первых, диалектично. Так, первоаксиома, основной закон бытия и мышления, который запрещает противоречие на уровне действительности, на уровне возможности не действует В возможности одно и то же может быть вместе противоположными вещами, но в реальном осуществлении нет. Поэтому Гераклит был бы прав, если бы все что он говорит о единстве противоположного, он говорил как о существующем в возможности.

Во-вторых, возможность - это второй смысл, в котором Аристотель допускает существование небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее. В то же время, обладая той или иной формой, материя лишена всех остальных.

Лишенность - это и есть небытие. Таким небытием и оказывается первая материя. В-третьих, диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в самом общем виде движение, как изменение вообще Движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это - возможное. ЭНТЕЛЕХИЯ ТЕЛЕОЛОГИЯ.Осуществление выражается у Аристотеля древнегреческим словом энтелехейа или энтелехия. Аристотелевское мировоззрение телеологично.

В его мировоздании все процессы обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Обусловленность через цель существует, подчеркивает Аристотель, не только среди поступков, определяемых мыслью, но и среди вещей, возникающих естественным путем. При этом форму никто не создает, она вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма определяет, выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или иной последней материи, как программа ее дальнейшей структурализации.

Цель - это также и благо каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится тем самым к своему благу. В понятии цели - того, ради чего - Аристотель находит третью, после материи и формы, причину всего сущего. ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНАЧетвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет как движущую. Он говорит, что всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь. Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель исходит при этом из догмы, согласно которой движущееся вообще должно приводиться в движение чем-нибудь.

Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что сущность и форма, это - деятельность. Однако эта деятельность не самодовлеющая. Она имеет источник в высшей сущности и форме. Это некий перводвигатель Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме. ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИ ПРИЧИНЫСвое рассуждение о причинах, которые в качестве первоначальных являются предметом первой философии, Аристотель резюмирует так О причинах речь может идти в четырех смыслах одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат третьей - то, откуда идет начало движения четвертой - причину, противолежащую только что названной, а именно то, ради чего существует вещь, и благо ибо благо есть цель всего возникновения и движения. Подытоживая учение Аристотеля о четырех причинах, скажем, что таковыми являются 1. материальная причина 2. формальная причина 3. движущая причина 4. целевая причина.

Первая отвечает на вопрос из чего вторая - что это есть третья - откуда начало движения четвертая - ради чего При этом три последние причины Аристотель сводит в одну что именно есть и ради чего - одно и то же, а откуда первое движение - по виду одинаково с ними.