ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ. Такой единичной первопричиной в трех смыслах у Аристотеля оказывается Бог. Так первая философия Аристотеля оборачивается теологией.

Этот термин известен Аристотелю, более того, он, по-видимому, и ввел его в философский словарь.

Именно Бог - вместилище сверхприродных, обособленных от материи и неподвижных, то есть метафизических, сущностей. И сам Бог есть некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей. В Боге, таким образом, сходятся формальная, целевая и движущая причины. Нет в нем только материи. поскольку материя это возможность, то лишенный материи Бог - чистая действительность и осуществленность, энтелехия.

Ввместе с тем Аристотель говорит, что Бог есть живое существо, что жизнь, без сомнения, присуща ему. Но под жизнью Бога Аристотель понимает деятельность разума Бога. Это разум, который мыслит сам себя и мысль его есть мышление о мышлении. Бог Аристотеля отделен от чувственного мира, ибо это для него предмет недостойный Лучше не видеть иные вещи, нежели видеть их. Бог Аристотеля - идеальный философ. Он мыслит самое божественное и самое ценное.

Бог мыслит формы бытия, и формы мысли. Он и онтолог и логик. Бог не подвергается изменению, ибо всякое изменение для Бога - к худшему. Божественное самомышление является также перводвигателем, который сам неподвижен. Бог также и высшая цель А что цель имеет место и в области неподвижного - это видно из анализа цель бывает для кого-нибудь и состоит в чем-нибудь, и в последнем случае она находится в этой области, а в первом - нет. Так вот, движет она, как предмет любви, между тем все остальное движет, находясь в движении само. Таким образом, Бог побуждает все к движению как цель стремления и предмет мысли.

АРИСТОТЕЛЬ