Аристотель об онтологии предшественников

Аристотель об онтологии предшественников. ОБ ОНТОЛОГИИ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВВ своих сочинениях Стагирит рассматривает онтологические представления предшествующих ему античных философов. Труды Аристотеля - важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Однако к анализу систем ранних философов он подходит предвзято - с точки зрения своего учения о четырех причинах.

Собственная философия представляется Аристотелю как бы энтелехией всей существовавшей до него философией Эллады. Он считает, что история философии полезна скорее в негативном, чем в позитивном аспекте, она нужна, чтобы не впасть в те же самые ошибки. Давая общую характеристику предшествующей философии, Аристотель подчеркивает ее случайное приобщение к истине и устарелую форму. Ранние философы сравниваются Аристотелем с неискусными в битвах людьми Ведь и те, оборачиваясь во все стороны, наносят иногда прекрасные удары, но не потому, что знают и точно так же указанные философы не производят впечатление людей, знающих что они говорят.

Что касается причин, то, утверждает Аристотель, никто из предшественников не вышел за пределы указанных им самим четырех причин, но все явным образом так или иначе касаются, хотя и неясно, а все же именно этих начал. Все они говорят о материальной причине, а самые первые философы, начиная с Фалеса, никакой другой причины и не знали Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей лишь одни начала в виде материи то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, они разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется это они считают элементом и это - началом вещей. Но лишь некоторые философы коснулись движущей причины, например те, кто делает началом дружбу и вражду, или ум, или любовь.

Еще меньше говорилось о целевой и формальной причинах Суть бытия и сущность отчетливо никто не указал, скорее же всего говорят о них те, кто вводит идеи.