Логос в понимании Гераклита

Логос в понимании Гераклита. Гераклит, считал, что логос то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет.

Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющим сущим. Обе пока слитые, нерасчлененные, но в тенденции расчленяющиеся идеи составляют смысл понятий логос. С точки зрения перспективы очень важно и интересно как раз гераклитово выделение логоса, отличие его от природы как всего существующего и от огня как некой первоначальной материальной стихии.

В тенденции здесь содержится возможность вычленения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличить философию от физики, от физического объяснения. Но пока, конечно, у самого Гераклита все три элементы едины. И все они объединены идеей первоначала, хотя уже и различены в ней. Опыт предшествующей философии доказывал, что первоначально нельзя отождествлять ни с какой отдельной вещью, ни с какой-то определенной материальной стихией.

Впоследствии предстояло установить, что первоначало нельзя объединить и с материей вообще. Почему Да потому, что, чем дальше, тем больше философы будут задаваться вопросом как объединить мир и человека, а в человеке его тело и дух Как объединить в понятии первоначала человеческое и природное Надо было найти такой принцип, который объединяет любое тело, в том числе и тело человека, и то, что с телом связано, но ему никак не тождественно, то, что античные мыслители назвали душой.

Поэтому трудные поиски универсального единства мира и человека приобретут в философии, да и во всей культуре, более четкие очертания. Они выльются в постановку проблемы бытия. Но у истоков этих размышлений, которые впоследствии станут неотделимыми от философии как таковой мысли, парадоксы, загадки, противоречия, сформулированные Гераклитом и элеатами. Гераклита интересует, что такое человеческая душа, а иными словами, что такое человеческие мысли, страсти, волнения.

И кстати, огонь как первоначало для Гераклита приемлем еще и потому, что ему кажется душу можно уподобить огню. Человеческая душа, полагает Гераклит, это какой-то невидимый динамический огонь. Уподобление души огню толкает Гераклита к одушевлению природы. Он и говорит Мы эту душу т.е. огонь в вещах не видим. Но во всех вещах есть огонь, он всеобщее первоначало, а одновременно и душа мира, душа вещей. В человеческом же теле душа принимает вид страсти, размышления, мысли, страдания и т.д. Ведь действительно, греческие философы так и замышляли себе первоначало оно управляет всем через все. Это то всеобщее, объемлющее, которое нужно всему природе и человеку, телу и душе, вещи и мысли.

Как найти такое истинно всеобщее первоначало Не следует полагать, что Гераклит первым задумался о душе, о духовном. Милетские мудрецы тоже рассуждали о душе. Но к их рассуждениям Гераклит, судя по всему, относился критически. Обращаясь ко всякому человеку, который бы самодовольно объявил, что познал душу, Гераклит говорит Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути в каком бы направлении ты ни пошел столь глубокая ее мера объем 68 а 231. Когда Гераклит рассуждает о сухой и увлажненной душе, то его философские определения перемежаются с нравственно-бытовыми сентенциями.

Души, по мнению Гераклита, рождаются из влаги из влаги испаряются2 40 а 209. Но оставаться влажными им не подобает. Сухая душа мудрейшая и наилучшая 68 0 231. А вот всегда влажная душа это настоящее бедствие, что очевидно в случае такого порока, как пьянство Когда взрослый муж напьется и пьян, его ведет домой безусый малый, а он сбивается с пути и не понимает, куда идет, то душа его влажна 69 а 233. Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания. Пусть, например, глаза и уши даны всем зрячим и слышащим, но сколь по-разному они видят и слышат Глаза и уши дурные свидетели для людей, если души у них варварские 13 а 193. В человеческом сердце идет настоящее противоборство желаний.

С сердцем бороться тяжело сетует Гераклит ибо чего оно хочет, то покупается ценой души 70 0 233