рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные диалектические закономерности и категории

Работа сделанна в 2001 году

Основные диалектические закономерности и категории - Реферат, раздел Философия, - 2001 год - Диалектика: принципы, законы, категории Основные Диалектические Закономерности И Категории. Диалектика Не Исчерпывает...

Основные диалектические закономерности и категории. Диалектика не исчерпывается тремя основными законами.

Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д. Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.

Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия явление то или иное обнаружение выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Сущность и явление универсальные объективные характеристики предметного мира в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего.

Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется не только явления преходящи, подвижны, текучи но и сущности вещей В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития закон и сущность понятия однородные выражающие углубление познания человеком явлений, мира там же, с. 136 Содержание и форма Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Термин форма употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о с понятием структуры.

Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счте разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение е как развивающейся и становящейся структуры необходимо, по мысли Маркса, генетически вывести различные формы и понять действительный процесс формообразования в его различных фазах К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд т. 26, ч. 3, с. 526, с учтом объективной субординации С. и ф. Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и наполнение старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд т. 27, с. 84. Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остатся прежней, новое содержание может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые там же, т. 41, с. 89. Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой.

Содержание мышления это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений.

В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. е всеобщие связи и отношения эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления.

Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Случайность и необходимость Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления.

При определенных условиях необходимость вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности выражение начального пункта познания объекта результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них форма проявления необходимости и дополнение к ней. Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений.

Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления.

Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.

Причина и следствие Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечт за собой другое явление последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно.

Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов процессов, способствующих их проявлению. Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира. Диалектика признат отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие.

Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее универсальное взаимодействие, исходя из которого мы приходим к действительному отношению К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд т. 20, с. 546. П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведнного на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие.

В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину. П. и с. могут меняться местами следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов. В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.

Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные по характеру связей на динамические и статистические по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные.

Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др. В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Возможность и действительность Возможность и действительность категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

В. и д. это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д. соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития.

При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности зерно заключало в себе возможность растения его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.

Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом широком смысле это весь объективно существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным.

В более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов предметов, явлений, процессов, которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью.

Т. о действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность растения это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат исходному пункту развития, как действительность возможности.

Единичное, особенное и всеобщее Единичное определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения.

С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. такая же пустая абстракция, как и общее без Е. Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными вещами, явлениями, процессами и т. д. В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359. Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами.

В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно.

Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е а всякая новая всеобщая форма закономерность всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т. д Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик Е т. о реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности.

При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные исключения, которые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр понятие русский выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию славянин. Последнее выступает как общее по отношению к понятию русский и как О. по отношению к понятию человек. При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого.

В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное в его единстве с общим.

О. выступает как реализованное общее. Категория О. важный момент движения познания в глубь объекта. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. Форма всеобщности в природе- это закон Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное Ф.Энгельс Диалектика природы , М 1955, стр. 186-185. В т. о существует в действительности через особенное, единичное, различное и противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как абстракт, присущий отдельному индивиду Маркс К. и Энгельс Ф ПСС, 2-е изд т. 3, с 3. Заключение Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом.

Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалектика: принципы, законы, категории

Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным… Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д искусство представлять… Аристотель различал 3 типа умозаключений аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные диалектические закономерности и категории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Диалектические принципы
Диалектические принципы. Конкретность истины Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, о

Практика как критерий истины
Практика как критерий истины. и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. По

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги