рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Античная натурфилософия

Античная натурфилософия - раздел Философия, Философия: ответы для экзамена Античная Натурфилософия. На Протяжении Vi-V Вв. До Н.э. В Греции Происходил Б...

Античная натурфилософия. На протяжении VI-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Первые учения - г. Милет - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен представители Милетской школы, являющейся родоначальницей натуралистической фазы развития античной философии. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Полагали, что существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. ФАЛЕС. конец VII - начало VI в. до н. э. Купец, много путешествовал.

Гидроинженер. Проект политического объединения малоазиатских городов перед угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г. до н. э. Изобрёл некоторые астрономические приборы. Первым сформулировал вопрос что есть всё, что является первоосновой. Всё произошло из некоего влажного первовещества или воды. Фалес - монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено.

Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности. Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой пантеизм - бог природа.

В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды или воздуха и т. п Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность во власти Персов и развитие философии здесь прекратилось. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка.

Познать мир - значит познать управляющие им числа. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада единица - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе.

Природа образует тело тройка, являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское.

Однако их противоположности не переходят друг в друга в отличие от Гераклита. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух пустота. Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух и назад.

Душа является огненным дыханием - основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии учение о познании. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность логос мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей.

Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. Всё течет, всё изменяется, нельзя войти в одну реку дважды, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Вопрос 5 Классическая древнегреческая философия Сократ, Платон, Аристотель Предпосылки возникновения древнегреческой философииДревняя Греция представляла конгломерат городов - государств полисов, расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова, западном побережье Малой Азии. Общественно-экономическая жизнь полисов характеризовалась развитыми формами отношений между социальными группами, классами, партиями, городами, развитием демократических институтов, обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур Средиземноморья.

Все это во многом способствовало расцвету искусства и культуры Древней Греции.

Духовный мир представлен развитыми системами мифологических представлений и религиозных верований, которые в классической форме выступают в поэмах Илиада, Одиссея Гомера, Теогония Гесиода, некоторых более поздних литературных памятниках. Создается величественная картина рождения мира. В качестве первоначала выступает Хаос - изначальное, бесформенное состояние Вселенной. Затем из Хаоса рождаются Земля - Гея, Небо - Уран, вечный мрак - Эреб, темная ночь - Нюкта, вечный свет - Эфир, радостный светлый День - Гемера, мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д. Всего существовало шесть поколений богов.

Начиная с пятого пантеон богов олицетворяется Зевсом-Громовержцем, который является их отцом См. Мифы древнего мира Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб. Каравелла, 1995 . Мифологическое мировоззрение древних греков при всем своем своеобразии и уникальности, тем не менее, по мнению ученых-исследователей обнаруживает определенные аналогии и сходства с мифами Египта, Индии, Вавилона и других.

Основной тенденцией в развитии мифологии в предфилософское время становится утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс - в огонь, Кронос - во всеобъемлющее время. Подобная переработка мифа свидетельствовала о сложных, противоречивых, внутренних процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного мировоззрения - философского.

В возникновении теоретического мышления не последняя роль принадлежала и субъективным качествам национального характера греков активная любознательность, восприимчивость к культурам других народов интерес, вызываемый потребностями все более расширяющейся практики, к природным и социальным явлениям физические, астрономические, математические знания, накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а определенным образом преобразовывались.

В Египте и Вавилоне положительные знания возникали на базе практики и не имели должного логического и теоретического обоснования, и существовали в виде тезисов. В Греции же эти элементарные знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые теоремы. Так, например, египтяне владели системой математических расчетов, которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5, квадраты катетов имеют общую площадь, равную квадрату гипотенузы.

Эти знания были получены в результате практики, в результате многократного повторения схожих ситуаций. Но греки это частное правило превратили в теорему и доказали, что это положение верно для любого прямоугольного треугольника - Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Они впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической деятельности, являются естественными законами, и сама необходимость делает их тем, что они есть. Преобразования знаний приводят к появлению научного инструментария, приемов и методов теоретического рассмотрения.

Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено эксперимента как критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам.

В этом подходе проявляется особый характер общественного разделения труда физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью - удел рабов, умственный труд - право и привилегия, признак свободного человека. Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различные тенденции, возможности становления и развития теоретического знания.

Поэтому древнегреческая философия становится подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в целом и основанного на них эксперимента как формы научного познания. Поэтому в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений. Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философии становится космоцентризм.

Космос греч. Kosmos - строй, порядок, украшение, Вселенная - огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого, объединяющего в единое целое природу, богов, человека. Космическая гармония выступает как закон nomos, разумное установление, обязательно-необходимое для всех сфер мира. Всестороннее обоснование космического универсума во всех его проявлениях и формах - неотъемлемая, характерная черта древнегреческой философии Классическая древнегреческая Сократ, Платон, АристотельСократ 469-399 гг. до н.э. стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.

Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому содержание его учения устанавливается путем критического анализа различных источников и, в первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник - Платон.

Имеются также свидетельства Ксенофонта и Аристофана, создавшего гротескный облик Сократа в Облаках. Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания - внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания - самопознание познай самого себя. По преданию это изречение было высечено на колонне в храме Аполлона в Дельфинах в качестве призыва к каждому входящему. Оно было принесено в дар храму семью мудрецами Фалес, Солон, Хилон и другие и означало самоконтроль над своими поступками.

У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философия окончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характер сократической мысли. Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений.

Но общее существует в качестве понятия. Поэтому познать - это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно велика роль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. В этике добродетель тождественна знанию все дурное совершается по незнанию или заблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию.

Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта - мудрый человек никогда не будет делать зла. Дальнейшее развитие это учение получило в так называемых сократических школах. Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот метод получил образное название майевтики повивальное искусство. Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность его результатов.

Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония, раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы. Образ Сократа сохранился как замечательный пример независимости, честности мыслителя, посвятившего жизнь неустанному поиску истины, добра, справедливости, бескомпромиссно отрицающего устаревшие нормы, традиции, взгляды своей эпохи. Был ложно обвинен по доносу во введении новых божеств и развращении юношества, приговорен к смерти.

Отказавшись по принципиальным мотивам от возможного побега из тюрьмы, принял яд цикуту. В учении Платона подлинное имя Аристокл 427-347 гг. до н.э. древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие - корпус Платона составляет свыше 30 диалогов. Родившись в семье знатного афинского гражданина получил всестороннее образование. Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях.

Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорийцев, Парменида, Гераклита и других. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как не истинно сущий предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного.

Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном видами или идеями эйдосами. Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща.

Роль небытия играет материя. Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей истинным бытием и миром материальных вещей небытием. Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия. Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое припоминание. До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с платоновых облаков на землю, душа забывает о прежней идеальной жизни.

Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминанию о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий - это пленник, скованный цепями чувствами и помещенный спиной к входу.

На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, вспомнить истинный мир. В космологическом учении проявляется влияние пифагорийцев неделимыми элементами всего сущего являются треугольники - геометрические бестелесные фигуры. Центром Космоса выступает мировая душа - димиург, миросозидающее начало, творец мира. Платон - сторонник переселения души она бессмертна и постоянно перевоплощается.

Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней - Белого благородные страсти и черного низменные страсти. Возничий этой символической упряжки - разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной - воинами, вожделенной - ремеслениками и землевладельцами.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями. Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.

Аристотель 384-322 гг. до н.э величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона с 16 лет, выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основатель философской школы ликея, названной по имени храма Аполлону Ликейскому. Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях Органон, Физика, Метафизика и другие. Сочинения Аристотеля выдержаны в последовательном строгом стиле, охватывают все стороны современного и научного знания.

Выступил с критикой исходных позиций своего учителя Платон мой друг, но истина дороже. Острие его критики было направлено против концепции двух миров мира идей и мира вещей. Подобная установка, по мнению Аристотеля, ровным счетом ничего не добавляла к знаниям о вещах.

Неподвижными идеями нельзя было объяснить также всеобщность движения, изменений, царящих в окружающем мире. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины формальная сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть материальная то, из чего что-либо возникает движущая начало движения, изменения целевая то, ради чего что-либо осуществляется. Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей.

Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Например, медный шар составлен из совокупности формы шаровидности и материи меди. Один и тот же предмет чувственного мира может быть в одном отношении формой, в другом - материей. Если рассмотреть медь, являющуюся по отношению к шару материей, то по отношению к составляющим ее элементам по представлениям того времени это вода, огонь, земля, воздух она является формой. Материя есть возможность предмета, форма - действительность предмета. Поднимаясь по лестнице форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы.

Такая предельная форма есть демиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное.

Средствами теоретического познания являются категории предельно общие философские понятия сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему, ввел их в диалектический процесс познания. С развитием теоретического знания возникает настоятельная потребность в нормах правильного оперирования понятиями. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного силлогистического знания.

В космологии развивал идеи геоцентризма, что являлось шагом назад по сравнению с пифагорейскими гелиоцентрическими взглядами. Система Аристотеля - Птоломея просуществовала столетия вплоть до научного переворота, осуществленного Н. Коперником. Аристотель развил стройную систему нравственных постулатов, соответствующих требованиям времени. Наивысшую ценность придавал созерцательным формам деятельности умственный труд в это время был привилегией и признаком свободного человека.

Высшим моральным идеалом провозглашался бог, под которым понимается мыслящее себя мышление. Нравственная добродетель понимается как разумное регулирование деятельности людей, преодоление крайностей. Так, щедрость представляет середину между скупостью и расточительностью, храбрость - между безрассудством и трусостью и т.д. Подчеркивал общественный характер и природу человека.

В Политике развил учение об обществе и государственной власти. Учение Аристотеля представляет важнейший этап в развитии мировой философии, оказавший огромное влияние на арабскую, византийскую и европейскую философию и во многом определивший пути их дальнейшего развития. Вопрос 6

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия: ответы для экзамена

Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения генезис, различия, грани отношений. Философия с греч любовь к истине, мудрости - форма общественного сознания… Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем она исследует познавательные ценности,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Античная натурфилософия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии
Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии. Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления. Религиозные системы Индии - если сравнить их с ближнев

Средневековая философия общая характеристика
Средневековая философия общая характеристика. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие. Раннее средн

Философия эпохи Возрождения общая характеристика
Философия эпохи Возрождения общая характеристика. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги