рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Революция в способе мышления

Работа сделанна в 1999 году

Революция в способе мышления - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Новаторская философия Иммануила Канта Революция В Способе Мышления. Предисловие Ко Второму Изданию Критики Чистого ...

Революция в способе мышления. предисловие ко второму изданию Критики чистого разума Мысли, высказанные Кантом в предисловии к первому изданию Критики чистого разума, проясняются и оттачиваются в предисловии ко второму изданию.

В предисловии ко второму изданию Критики чистого разума Кант с самого начала стремиться выразить сво отношение к коренной проблеме мир и познание, мир и человек, не оставлял при этом никаких сомнений в том, почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта - исследователя.

Кант покажет что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства - тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять человека ни как свободное существо, если просто связать его в качестве пассивного и зависимого предмета с природой, е вещами и процессами.

Свобода - некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей большей свободы есть несомненная связь. 2.6. Возможно ли и как возможна свобода Отстоять возможность свободы - вот цель Канта, которая остатся и важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду разъяснения Канта, возьмм в качестве примера то, что нас так сегодня волнует различие между двумя поступками, один из которых выражает подчинение тоталитарной системе, другой - сопротивление ей. В нашей стране такая действительность, как подчинение тоталитарной, командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти вождя и его окружения, обосновывалась, оправдывалась и властвующими верхами, и подчиняющимися низами многими аргументами.

Из них выделили следующие говорилось и говорится сегодня, что объективный ход дел, порядок жизни, обусловливаемые законами и тенденциями общественного развития последних 50, а то и 60 лет, не оставляли никакой альтернативы, кроме тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но ведь была и другая действительность - неподчинение, сопротивление тоталитаризму, а так же существовали, развивались идеи, мысли, обосновывавшие свободу, права и достоинство личности.

Нас, как и Канта, интересует вопрос откуда проистекает возможность поступков и мыслей второго рода По Канту, она проистекает как раз из принадлежности человека не только к естественному, чувственному миру природы, е явлений, но и к умопостигаемому миру идей, которые для Канта подразумевают также принципы, идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования. Человек познат себя не только как одно из явлений чувственно воспринимаего мира с. 486 и потому не только в системе естественно обусловленной причинности и необходимости.

Он познает себя и как чисто умопостигаемый предмет.

Словом хотение Кант обозначает только механизм, обусловленный природой и е причинностью. Из хотения никогда не вырастает долженствование. А вот долженствование, провозглашаемое разумом, способно противостоять хотению, ибо ему противопоставляет меру и цель, более того, запрет и авторитет. Это и есть необычная кантовская диалектика в том пункте, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику разума практического.

Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы свобода - прежде своего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора, возможность свободы Разобраться в этом актуально сегодня. Во-первых, в самом общем, поистине метафизическом смысле человек стоит перед таким выбором или подчиниться естественной необходимости, для начала познав ее, или перевести сво действие в иную систему координат - ориентироваться на умопостигаемое, должное, не на животное, а на человеческое.

Последнее - исток свободы. Во-вторых, свобода проявляется в умении и стремлении человека не совершать поступков, которые как будто бы неизбежны в силу законов природы или исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница между поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех людей, которые по крайней мере не запятнали себя подобными действиями. В-третьих, свобода состоит в человеческой способности моделировать свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.

В-четвртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только негативно как независимость от эмпирических условий, но и позитивно - как способность самопроизвольно начинать ряд событий. с. 491-492 Кант не случайно связывает свободу с умопостигаемым миром идей прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой силу обществ.

Эти люди, эти новые силы, действительно способны начинать новый ряд явлений, т. е. Ввязываться в перестройку старого ряда явлений, который продолжает сво существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп. В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным е осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы. На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного.

Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжнного существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа оба правы. Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью.

Человеку, устремлнному к свободе, если и надо познать жстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Новаторская философия Иммануила Канта

Рождается новое мышление.И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса,… И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Революция в способе мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Личность и творчество
Личность и творчество. Кант говорил о том, что вопрос о человеке, т. е. антропологический вопрос главный для философии. Не случайно, подводя некоторые итоги развития своего философствования, Кант в

Творчество в докритический период
Творчество в докритический период. Самая первая работа Канта - трактат Мысли об истинной оценке живых сил 1746 год помечен годом окончания университета. Эта работа, которая содержит в себе т

Бессмертные идеи Критики чистого разума
Бессмертные идеи Критики чистого разума. Критика чистого разума Кант опубликовал в двух изданиях. Критика чистого разума принадлежит к числу великих произведений философии содержание и смысл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги