рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биографическая справка

Работа сделанна в 1999 году

Биографическая справка - Реферат, раздел Философия, - 1999 год - Русская религиозная философия конца ХIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков) Биографическая Справка. Соловьев Владимир Сергеевич Родился В Москве 16 Январ...

Биографическая справка. Соловьев Владимир Сергеевич родился в Москве 16 января 1853 года, в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева 1820-1879 . Род Вл. Соловьева еще в пятом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие, по линии матери он имел в числе предков замечательного мыслителя ХVIII в. Г.С. Сковороду.

Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Эта обстановка не только была причиной раннего овладения иностранными языками, но она навсегда также стала еще причиной глубокого интереса к большим и самым широким вопросам жизни и мировоззрения.

Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г. По разного рода соображениям его определили не в 1-й, а сразу в 3-й класс. Гимназию он кончил в 1869 г. с золотой медалью и занесением на гимназическую золотую доску, которая помещалась в актовом зале гимназии. О гимназических годах Вл. Соловьева имеются некоторые сведения, касающиеся как его образа жизни, так и его умонастроения. Но в эти же годы в настроениях Вл. Соловьева необходимо находить также и серьезную сторону.

Именно уже с 13 лет и до 18 он переживает сомнения в религиозных истинах и проявляет глубокий критицизм, о котором сам же пишет в письме к Е. В. Романовой от 31 декабря 1872 г. В этом письме 19-летнего Вл. Соловьева уже выражен весь основной образ мыслей зрелого философа. С сознанием взрослого и зрелого человека он пишет этой девочке, Кате Романовой В детстве всякий принимает уже готовые верования и верит, конечно, на слово но и для такой веры необходимо если не понимание, то некоторое представление о предметах веры, и действительно ребенок составляет себе такие представления, более или менее нелепые, свыкается с ними и считает их неприкосновенною святынею.

Многие в былые времена почти все с этими представлениями остаются навсегда и живут хорошими людьми. У других ум с годами растет и перерастает их детские верования. Сначала со страхом, потом с самодовольством одно верование за другим подвергается сомнению, критикуется полудетским рассудком, оказывается нелепым и отвергается. Высшее образование Вл. Соловьев получил в Московском университете 1869 - 1873 . Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьев поступил начала на физико- математический факультет, затем на II курсе перешел на историко-филологический факультет.

О том, с какой страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией на историко-филологическом факультете и знакомиться с такими властителями умов, как Хомяков в России и Шеллинг и Гегель в Германии, об этом свидетельствует тот факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г. В период с 1874 по 1880 г.г. он написал две диссертации и ряд трудов.

Имеются некоторые сведения о кратком пребывании Вл. Соловьева в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя, но, по видимому, о каком-то серьезном влиянии здесь говорить нельзя, скорее он уединился от повседневной суеты чтобы завершить диссертацию и пользоваться обширной библиотекой Академии.

Защита магистерской диссертации Вл. Соловьевым Кризис западной философии против позитивистов ярко свидетельствует как о необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности выражения, логической убедительности, сочетавшейся с глубиной и широтой исторического горизонта. Он был назначен доцентом на кафедре философии Московского университета , По ряду причин в 1877 г. был переведен в Петербургский университет.

Вскоре защитил докторскую диссертацию на тему Критика отвлеченных начал 1880 . После прочтения публичной лекции 28 марта 1881 г в которой Вл. Соловьев призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, его преподавательская деятельность навсегда окончилась. Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений церковно-общественного характера. В это время Вл. Соловьев сближается с католицизмом, ввиду чего у него появилось много неприятностей вплоть до запрещения писать на церковные темы. В последние годы своей жизни Вл, Соловьев опять вернулся к философии.

К этому времени относятся его трактаты Красота в природе 1889 , Смысл любви 1892-1894 , Понятие о Боге В защиту философии Спинозы 1887 и Теоретическая философия 1897-1899 . Наконец, тоже чисто философским трудом необходимо считать огромное произведение Оправдание добра 1897 - 1899 . Умер Вл. Соловьев рано, в возрасте 47 лет. Безвременно оборвалась жизнь человека, который отличался небывалой силой философской мощи, небывалым владением мировой философией, напряженнейшей духовной жизнью и мощной творческой энергией, полной неиссякаемых замыслов.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович 1874-1948 - религиозный философ и публицист. Родился в Киеве 6 марта 1874 г. Б отпрыск старинного дворянского рода. Будущий философ рос в аристократической среде. Отец, сам офицер, хотел также видеть сына военным и отдал его в кадетский корпус. Но сын пробыл там недолго. Увлекся философией. В четырнадцать лет он читал не только А. Шопенгауэра, но и И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Следующее увлечение - К. Маркс. Б. становится марксистом. Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас пишет он в Самопознании. Бунтарь по натуре, Б. активно включается в революционное движение. Г. В. Плеханов - его наставник, А. В. Луначарский - товарищ по борьбе. Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный сам Б. рассматривает как основной факт своей биографии. Арест, тюрьма, ссылка - через все это Б. пришлось пройти.

Вернувшись в Киев из вологодской ссылки, где он находился в 1898-1901 гг Б. сближается с С. Н. Булгаковым. Вместе они переживают новый духовный кризис - возвращение в лоно церкви. В 1904 г переезд в Петербург, чтобы стать редактором журнала Новый путь, а затем - журнала Вопросы жизни. В журналах сотрудничали Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, Л. Шестов, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, А. М. Ремизов - цвет литературы и философии серебрянного века. Сначала в Петербурге, а затем в Москве, Б. посещает Религиозно-философские общества петербургское основано по его инициативе. Преобладающее влияние на формирование зрелых убеждений Б. оказал Ф. М. Достоевский.

Я - сын Достоевского говорил он, имея в виду духовное родство. И еще одно имя следует назвать, отыскивая истоки бердяевских идей - немецкого мистика XVII в. Якоба Беме. От Беме Б. воспринял идею становящегося Бога, который не вечен и не всемогущ.

До Бога был Ungrund - некая бездна, не имеющая основания, по Б изначальная свобода сама по себе. Что касается всемогущества, то, по Б Бог им не обладает у любого полицейского больше власти. Бог не управляет миром, а открывается ему в свободном творчестве человека. Б философ религиозный, но далекий от ортодоксии, еретик. Впрочем, он себя называет иначе - верующий вольнодумец. Религиозная философия испокон веку была занята теодицеей т. е. оправданием, обоснованием Бога, внимание Б. приковано к антроподицее - оправданию человека.

Смысл творчества. Опыт оправдания человека 1916 - работа, которая принесла Б. философскую известность. Переизданная и переведенная на ряд европейских языков, она и сегодня не потеряла своего значения. Книга эта, подчеркивает Б - была написана единым, целостным порывом, почти в состоянии экстаза. Книгу эту я считаю не самым совершенным, но самым вдохновенным своим произведением, в ней впервые нашла себе выражение моя оригинальная философская мысль.

В нее вложена моя основная тема. Эта тема - эсхатология, конец света. Смысл любого творческого акта - не в накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении конца, или, точнее, преображения мира. Творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю. О новом небе и новой земле речь идет в Апокалипсисе. Вслед за Н. Ф. Федоровым Б. толкует Откровение святого Иоанна как предостережение человечеству конец мира должен обернуться не гибелью его, а восхождение на новую ступень, достичь которую призвано человечество своими усилиями, но по воле Господа.

Тем временем история обрушила на Россию апокалиптические ужасы в виде мировой войны и революции. В годы войны Б. выступил с серией статей о русском национальном характере, которые затем собрал в книге Судьба России 1918 . Б. говорил об антиномичности России это самая анархичная, самая безгосударственная страна и одновременно самая бюрократическая, обожествляющая государство и его носителей русские - самый всемирноотзывчивый, нешовинистический народ и одновременно именно у русских дикие проявления национальной ограниченности.

Наконец свобода духа русские вольнолюбивы и чужды мещанской ограниченности, и вместе с тем Россия - страна неслыханного сервилизма. Загадочную антиномичность России можно проследить и во множестве других аспектов, всюду сплошные тезисы и антитезисы. Конечно, и в других странах можно найти все эти противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, крайности переходят друг в друга.

И еще одно обстоятельство устремленность к крайнему, предельному. Б. мыслит национальными категориями национальное единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех других преходящих исторических образований. Национальность мистична, таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А индивидуальность, личность для Б. главное. Мировая война, потрясшая человечество, по мнению Б показала тщетность и бессмысленность всех попыток насильственного социального переустройства. Как не перекраивай человеческий муравейник он муравейником и останется.

Между тем у человека есть более высокое предначертание творческий труд, расширенный до космического размаха, имеющий мировые перспективы. Февральскую и Октябрьскую революции Бердяев встретил в Москве. В это время он вел интенсивную духовную работу. Писал книгу Смысл истории 1918 . Создал Вольную академию духовной культуры. В 1920 г. он был избран профессором Московского университета.

В этом же году он был арестован. В 1922 г новый арест. На этот раз дело обернулось высылкой из страны. Осенью в числе большой группы ученых Б. выехал за границу. Два года провел в Берлине, затем перебрался в Париж, обзавелся собственным домом. В обеих столицах он собирал вокруг себя философскую и религиозную элиту. В Берлине написано Новое средневековье 1923 - работа, которая принесла Б. европейскую известность.

Б. создает Религиозно-философскую академию, сотрудничает с Христианской ассоциацией молодежи, редактирует журнал Путь. Он слывет левым среди эмигрантов, близок к евразийцам, которые видят в нем своего. Годы войны Б. провел в оккупированной Франции, ненавидел захватчиков. Остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время намеревался вернуться на родину, но разгул сталинизма отпугнул его. Тяжелое впечатление произвела на него история А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.

В 1947 г. Кембриджский университет, присудил Б. степень почетного доктора. До него такой чести из русских удостоились только И. С. Тургенев и П. И. Чайковский. Через год 23 марта 1948 г. Б. не стало. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич 1871-1944 - философ, экономист, публицист, богослов, представитель религиозного Ренессанса в России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции творчества были навеяны ему еще в детстве - жизнью с русской природой и церковными службами в бедном храме родного городка. Отец Б. был провинциальным священником.

Закончив четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г. поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис, который закончился утратой религиозной веры на долгие годы вплоть до 30-летнего возраста. Летом 1887 г незадолго до окончания семинарии, когда начальство прочило способного ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г в Московский университет, на юридический факультет.

В студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г. датируется его первая книга О рынках при капиталистическом производстве, написанная с марксистских позиций. Успешно сдав магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию - родину социал-демократии и марксизма - для работы над диссертацией, задача которой была применить основные положения марксизма к земледелию.

Б. приобретает известность в социал-демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым, встречается - по его рекомендации - с К. Каутским, А. Бебелем, В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии. Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в марксизме, наступил очередной кризис мироощущения.

Б. возвращается на родину потерявшим почву и с надломленной верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих единомышленников по социал-демократическому движению совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900-1903 гг объединенных в сборнике От марксизма к идеализму 1903 . Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к религиозной вере и идеализму значительное духовное воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева, личное общение с Л. Н. Толстым, чудесная встреча с Сикстинской Мадонной, пережитая им в Дрездене.

Поворот от марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б он сознательно и всецело переходит на позиции религиозного миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию Капитализм и земледелие, в которой выразил несогласие с тем, что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном производстве, и был назначен профессором Киевского политехнического института по кафедре политэкономии.

Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи, вошедшие впоследствии в сборник Тихие думы 1918 . В 1906 г. Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв революцию 1905 г он приходит к мысли о создании христианского освободительного движения. В 1907 г. Б. избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный христианский социалист, но Дума не оправдала его надежд и, четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали.

В 1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие спасения России на путях нравственно-религиозного обновления. В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует книгоиздательство Путь, где публикуются наиболее значительные его произведения, созданные в этот период - Два града 1911 и Философия хозяйства 1912 , за которое он получает в Московском университете степень доктора политической экономии.

В то же время он пишет ряд публицистических статей, самая значительная из которых Героизм и подвижничество была помещена в сборнике Вехи 1909 . Книга Свет невечерний 1917 завершает этот период творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б. увидел в этом событии не только крах мещанской культуры Европы, но и возможность осуществления мессианского предназначения России.

Этому вопросу был посвящен его доклад Русские думы, прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании московского РФО, а также книга Война и русское самосознание 1915 . В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б. воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим в русской жизни.

Свое отношение к революции он выразил в работах Христианство и социализм 1917 , На пиру богов. Современные диалоги 1921 и др. События Февральской и Октябрьской революций вызвали у философа тревожные предчувствия личной судьбы, Страшного Суда раньше смерти, истления заживо, которыми он делится с В. В. Розановым в письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б. принимает решение стать священником, решение, которое он вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало устранение серьезного для него препятствия - союза православия с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две недели - в храме кладбища Св. Духа - в иереи.

Б. становится отцом Сергием - так он отныне пожелал быть именуемым. За принятие священства Б. исключается из числа профессоров университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его семья, становится профессором политэкономии и богословия в Симферопольском университете.

Здесь он пишет работы Трагедия философии и Философия имени. По существу, с этого времени начинается богословский период творчества мыслителя. В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и профессором богословия.

Наступает расцвет богословского творчества мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений - Святые Петр и Иоанн 1927 , Купина неопалимая 1928 , Друг жениха 1928 , Лествица Иаковля 1929 , Икона и иконопочитание 1931 , большая трилогия О богочеловечестве, куда вошли Агнец Божий 1933 , Утешитель 1936 и Невеста Агнца 1938 , и др. В этих работах видное место принадлежало учению о Софии, Премудрости Божией.

Именно это учение Б. вызвало обвинение его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны Московской патриархии - митрополитом московским Сергием, так и зарубежной Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б. много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в Русском христианском студенческом движении.

В 1934 и 1936гг. он совершает поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах, произносит проповеди в епископальных англиканских храмах. Отл.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская религиозная философия конца ХIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков)

Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на… Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биографическая справка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретическая философия Вл. Соловьева
Теоретическая философия Вл. Соловьева. Свое философское мировоззрение Вл. Соловьев изложил в трактате Философские начала цельного знания, который может считаться по нынешним определениям наилучшим

Религиозно - философская проблематика Вл. Соловьева
Религиозно - философская проблематика Вл. Соловьева. Анализ трактата Россия и вселенская церковь. Вл. Соловьев подводит философский итог своим общественно-политическим и национально-политическим ис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги