рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизненный путь

Жизненный путь - Контрольная Работа, раздел Философия, Философия Владимира Соловьева Жизненный Путь. Владимир Соловьев Родился 16 Января 1853 Г. В Москве В Семье ...

Жизненный путь. Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. в Москве в семье достаточно известной в России. Отец его знаменитый русский историк, профессор Московского университета, написавший историю России в 29-и томах.

Вл. Соловьев с момента своего рождения был окружен высоконравственными и высокоинтеллектуальными людьми с точки зрения той эпохи. Дед его, Михаил Васильевич Соловьев, был протоиерей. О нем сохранилось предание как о человеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склонном к юмору, любившему остроумно шутить и вести себя весьма непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям, причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй, обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно, оказал влияние на религиозное начало.

Однажды он подвел восьмилетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил его на служение Богу. Лосский отмечает, что у Вл. Соловьева, как и у его деда, было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяников-Куликовский, сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Соловьева, пишет по этому поводу Космическая радость бытия и чувство бессмертия у него Франциска Ассизского - не производные - интеллектуального порядка - величины и не фикция, а непосредственно данные экзальтированного сознания, очарованного наитием божества.

Из всех возможных - и невозможных - миров мистический мир Франциска Ассизского представляется если не самым лучшим, то, бесспорно, самым радостным И, прежде всего, в этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно там много радости, много невинной веселости, там слышен порою беззаботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Большою ошибкой было бы считать, что мистики этого типа - люди угрюмые, всегда погруженные в замогильные чаяния, чуждые живой жизни и земных радостей Мистики, как Франциск и наш Соловьев, конечно аскеты, но их аскетизм в своем роде умеренный, не доходящий до юродства мистики типа Франциска и Соловьева вовсе не фанатики.

Их вера несокрушима, как и их мистическая экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету властной идеи, которое составляет сущность фанатизма.

Это - люди, внутренне свободные, широкие, гуманные строгие к себе, они снисходительны к другим. Безусловно, вся философия Соловьева в той или иной мере носит характер мистический. Однако, как отмечает Лосский, один из аспектов мистики в понимании Соловьева - отнюдь не что-то невозможное и глупое, а наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явлению придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшным выражением на лице, как часто делают наши колдуны, но с той же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения. В юности Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения.

София, один из краеугольных камней мировоззрения Вл. Соловьева являлась ему в качестве видения, видения носящего телесный характер, трижды. В одном из стихотворений, Три свидания, которое он пишет уже на финише жизненного пути о первом таком явлении сказано Алтарь открыт Но где же священник, дьякон И где толпа молящихся людей Страстей поток бесследно вдруг иссяк он. Лазурь кругом, лазурь в душе моей. Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран, Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман.

Цит. по Лосский Н.О. История русской философии. С. 92. Реалии русского бытия толкают Вл. Соловьева на путь в достаточной мере стандартный для русского философа. В тринадцать лет он переживает острейший религиозный кризис, отразившийся на всей дальнейшей судьбе ученого.

Нигилизм побеждает. Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже, однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма - упрощенной философии так и всего материализма в целом, как односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, Вл. Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в 1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет, где изучались также и все естественные науки.

Он увлекался тогда биологией, но, вероятно, это был не его путь, и, провалив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев переходит на историко-филологический факультет и всерьез занимается философией. С этого момента начинается подлинно научная деятельность. Первая его серьезная работа - магистерская диссертация Кризис западной философии против позитивистов сразу обращает на себя внимание.

Язык его прост и убедителен, что, однако, сочетается с глубиной и широтой исторического материала. После защиты диссертации Вл. Соловьев получает должность доцента на кафедре философии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вернувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в Петербургский университет. После прочтения лекции, в которой он призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам уходит из университета, что, по-видимому, было связано с его нежеланием продолжать педагогическую деятельность.

Объяснить это нежелание можно, пожалуй, тем, что ему, как человеку в высшей степени творческому, отзывавшемуся каждому порыву творящей души, было трудно сдерживать себя в рамках университетских распорядков и т.п. Министр народного просвещения, принявший отставку Вл. Соловьева с профессорской должности, начертал на прошении Этого я не хотел.

Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области философии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятельности относится работа Россия и вселенская церковь, посвященная проблеме образования новой религии, включающей в себя все положительные черты многочисленных направлений христианства. Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает философов и посей день. Одним из значительных трудов в этой области можно назвать Розу Мира Даниила Андреева. В своей книге он идет еще дальше, чем Вл. Соловьев и рисует картину интеррелигии, включающей в себя в той или иной степени все религиозные системы мира. Среди прочего Соловьев увлекался и написанием стихотворений, шуточных пьес. Его влияние на развитие культуры России несомненно.

Так, например, он участвовал в редактировании словаря Брокгауза и Ефрона заведовал в нем философским отделом. Учение же о Софии оказало несомненное влияние на эстетику русского символизма. Авторы этого направления считали Вл. Соловьева олицетворением переломной эпохи А.А. Блок Рыцарь монах, Владимир Соловьев и наши дни, А. Белый Арабески.

Философский энциклопедический словарь. С. 600. В последние годы своей жизни Вл. Соловьев опять вернулся к философии, создает такие работы, как Красота в природе, Смысл любви, Понятие о боге В защиту философии Спинозы, Теоретическая философия. Особое место в этом ряду занимает Оправдание добра. Труд этот заслуживает отдельного разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже. Понимая, что идеи его и идеалы еще очень далеки от воплощения в жизнь, остро переживая дисгармонию общества, Вл. Соловьев приходит в уныние.

В последний год своей жизни он рисует мрачные картины конца света и описывает в своих Трех разговора явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев уже ничего не пишет. Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из замечательных людей эпохи - Вл. Соловьев, ушел из этого мира в подмосковном имении его друзей С.Н. и Е.Н. Трубецких Узкое 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма.

Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Владимира Соловьева

Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком поздно, и ее… Однако существует и третий подход, идеалистический и его апологеты утверждают,… Будучи убежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое время был закрытым для большинства…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизненный путь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предшественники
Предшественники. Философия Владимира Соловьева сложилась, как уже ясно, далеко не сразу. Переболев материалистическим увлечением, серьезно переработав ряд трудов известных западных идеалистов напри

Философские взгляды
Философские взгляды. Владимир Соловьев сам неоднократно признавал, что его работы не являются системой законченной, строгой. Он неоднократно изменял свое мнение по тому или иному вопросу. Преодолев

Софиология
Софиология. Термин София пришел в русскую философию из эллинистической научной мысли. Наибольшей полнотой теория софизма обладала у неоплатоников. В буквальном переводе с греческого слово София озн

Философия любви
Философия любви. В деле преображения природы мира и человека, может быть, самым трудным станет отнятие у природы ее главного оружия, ее высшего оправдания, того механизма, каким она обеспечивает св

Социально-исторические воззрения
Социально-исторические воззрения. Вообще говоря, соловьевские социально-исторические убеждения настолько оригинальны, что их нельзя подвести ни под какую, известную нам, социально-историческую сист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги