Жизненный путь

Жизненный путь. Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. в Москве в семье достаточно известной в России. Отец его знаменитый русский историк, профессор Московского университета, написавший историю России в 29-и томах.

Вл. Соловьев с момента своего рождения был окружен высоконравственными и высокоинтеллектуальными людьми с точки зрения той эпохи. Дед его, Михаил Васильевич Соловьев, был протоиерей. О нем сохранилось предание как о человеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склонном к юмору, любившему остроумно шутить и вести себя весьма непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям, причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй, обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно, оказал влияние на религиозное начало.

Однажды он подвел восьмилетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил его на служение Богу. Лосский отмечает, что у Вл. Соловьева, как и у его деда, было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяников-Куликовский, сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Соловьева, пишет по этому поводу Космическая радость бытия и чувство бессмертия у него Франциска Ассизского - не производные - интеллектуального порядка - величины и не фикция, а непосредственно данные экзальтированного сознания, очарованного наитием божества.

Из всех возможных - и невозможных - миров мистический мир Франциска Ассизского представляется если не самым лучшим, то, бесспорно, самым радостным И, прежде всего, в этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно там много радости, много невинной веселости, там слышен порою беззаботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Большою ошибкой было бы считать, что мистики этого типа - люди угрюмые, всегда погруженные в замогильные чаяния, чуждые живой жизни и земных радостей Мистики, как Франциск и наш Соловьев, конечно аскеты, но их аскетизм в своем роде умеренный, не доходящий до юродства мистики типа Франциска и Соловьева вовсе не фанатики.

Их вера несокрушима, как и их мистическая экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету властной идеи, которое составляет сущность фанатизма.

Это - люди, внутренне свободные, широкие, гуманные строгие к себе, они снисходительны к другим. Безусловно, вся философия Соловьева в той или иной мере носит характер мистический. Однако, как отмечает Лосский, один из аспектов мистики в понимании Соловьева - отнюдь не что-то невозможное и глупое, а наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явлению придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшным выражением на лице, как часто делают наши колдуны, но с той же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения. В юности Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения.

София, один из краеугольных камней мировоззрения Вл. Соловьева являлась ему в качестве видения, видения носящего телесный характер, трижды. В одном из стихотворений, Три свидания, которое он пишет уже на финише жизненного пути о первом таком явлении сказано Алтарь открыт Но где же священник, дьякон И где толпа молящихся людей Страстей поток бесследно вдруг иссяк он. Лазурь кругом, лазурь в душе моей. Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран, Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман.

Цит. по Лосский Н.О. История русской философии. С. 92. Реалии русского бытия толкают Вл. Соловьева на путь в достаточной мере стандартный для русского философа. В тринадцать лет он переживает острейший религиозный кризис, отразившийся на всей дальнейшей судьбе ученого.

Нигилизм побеждает. Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже, однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма - упрощенной философии так и всего материализма в целом, как односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, Вл. Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в 1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет, где изучались также и все естественные науки.

Он увлекался тогда биологией, но, вероятно, это был не его путь, и, провалив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев переходит на историко-филологический факультет и всерьез занимается философией. С этого момента начинается подлинно научная деятельность. Первая его серьезная работа - магистерская диссертация Кризис западной философии против позитивистов сразу обращает на себя внимание.

Язык его прост и убедителен, что, однако, сочетается с глубиной и широтой исторического материала. После защиты диссертации Вл. Соловьев получает должность доцента на кафедре философии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вернувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в Петербургский университет. После прочтения лекции, в которой он призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам уходит из университета, что, по-видимому, было связано с его нежеланием продолжать педагогическую деятельность.

Объяснить это нежелание можно, пожалуй, тем, что ему, как человеку в высшей степени творческому, отзывавшемуся каждому порыву творящей души, было трудно сдерживать себя в рамках университетских распорядков и т.п. Министр народного просвещения, принявший отставку Вл. Соловьева с профессорской должности, начертал на прошении Этого я не хотел.

Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области философии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятельности относится работа Россия и вселенская церковь, посвященная проблеме образования новой религии, включающей в себя все положительные черты многочисленных направлений христианства. Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает философов и посей день. Одним из значительных трудов в этой области можно назвать Розу Мира Даниила Андреева. В своей книге он идет еще дальше, чем Вл. Соловьев и рисует картину интеррелигии, включающей в себя в той или иной степени все религиозные системы мира. Среди прочего Соловьев увлекался и написанием стихотворений, шуточных пьес. Его влияние на развитие культуры России несомненно.

Так, например, он участвовал в редактировании словаря Брокгауза и Ефрона заведовал в нем философским отделом. Учение же о Софии оказало несомненное влияние на эстетику русского символизма. Авторы этого направления считали Вл. Соловьева олицетворением переломной эпохи А.А. Блок Рыцарь монах, Владимир Соловьев и наши дни, А. Белый Арабески.

Философский энциклопедический словарь. С. 600. В последние годы своей жизни Вл. Соловьев опять вернулся к философии, создает такие работы, как Красота в природе, Смысл любви, Понятие о боге В защиту философии Спинозы, Теоретическая философия. Особое место в этом ряду занимает Оправдание добра. Труд этот заслуживает отдельного разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже. Понимая, что идеи его и идеалы еще очень далеки от воплощения в жизнь, остро переживая дисгармонию общества, Вл. Соловьев приходит в уныние.

В последний год своей жизни он рисует мрачные картины конца света и описывает в своих Трех разговора явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев уже ничего не пишет. Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из замечательных людей эпохи - Вл. Соловьев, ушел из этого мира в подмосковном имении его друзей С.Н. и Е.Н. Трубецких Узкое 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма.

Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.