Предшественники

Предшественники. Философия Владимира Соловьева сложилась, как уже ясно, далеко не сразу. Переболев материалистическим увлечением, серьезно переработав ряд трудов известных западных идеалистов например, Канта, Шеллинга и некоторых других, философ в то же время отдал должное и отечественному философскому опыту. Сам Соловьев называл П.Д. Юркевича, В.Д. Кудрявцева и Н.Ф. Федорова своими непосредственными учителями.

Памфил Даниилович Юркевич1827 1874. Профессор философии Московского университета с 1863 по 1874 г. Он был реальным учителем Вл. Соловьева и после его смерти ученик принял должность учителя - стал преподавать философию на той же кафедре. Он Юркевич считал, что истина обнаруживается не только мышлением, но и сердцем, так как обнаружение истины связано с религиозными и нравственными стремлениями человека. Он проповедовал идею невозможности познания Бога, а таким образом и истины, без любви.

Подвергнув материализм основательной критике, он навлек на себя газетную клевету, всякую грязь. Больше его оппонентам ответить было нечем. Он написал всего лишь одну книгу, вложив себя больше в преподавательство Вл. Соловьев высоко ценил его как человека и философа. Виктор Дмитриевич Кудрявцев1828 1892. Профессор философии в Московской духовной семинарии. Он развивал идею невозможности объяснения устройства мира посредством дуалистической теории, т.к. это, говорил он, ведет лишь к соперничеству материализма и идеализма, в котором кто-то из них побеждает.

Мы должны найти третий путь, который объединит дух и материю. Этим принципом является абсолютно совершенное существо - Бог, который сотворил мир так, что материя служит в качестве основания для проявления духа. В этом ключе затем и работал Вл. Соловьев, не ударяясь сильно ни в сторону материализма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их. Николай Федорович Федоров1828 1903.Вот что говорит о нем Н.О. Лосский Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо это был несомненно, праведник и неканонизированный святой.

Основой его учения также был девиз - К истине - с Богом. Что же касается его идей среди них было много любопытных, так к примеру, он считал, что когда человечество покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности, оно тем самым, покончит источником человеческой борьбы, ибо именно страх перед физическими страданиями, по его убеждению, заставляет людей разобщаться и враждовать.

В этом утверждении, однако, кроется ошибка. Именно разлад между людьми, между человеком и природой, порождает борьбу за существование. Другая его идея нравственный долг человека воскрешение предков. Нужно жить не для себя эгоизм и не для других альтруизм, а с каждым и для каждого это союз живущих сыновей для воскрешения мертвых отцов. Вообще, Федоров делает большую ставку на достижения человечества в сфере научно-технического прогресса.