Софиология

Софиология. Термин София пришел в русскую философию из эллинистической научной мысли. Наибольшей полнотой теория софизма обладала у неоплатоников. В буквальном переводе с греческого слово София означает мудрость, премудрость. В России именно Соловьев вводит термин София в свою систему. София в его устах приобретает существенно иной смысл, нежели в античной неоплатонистской традиции и воспринявший ее элементы христианской мистике средневековья.

У Вл. Соловьева София носит двойственный характер. С одной стороны он вводит ее в контекст христианской теософии. С другой она предстает в его трудах в качестве наиболее мистического элемента как самого философско-теоретического мышления, так и конструируемой им системы положительного всеединства. Современный философский словарь. С. 494. София с точки зрения Соловьева есть тело Божие, материя божества. Немаловажна для него и возможность воплощения Софии в реальную личность, когда она становится предметом не только чисто рационального акта мышления, но интимно-эмоционального переживания.

София выступает носителем обобществленной человечности, становясь залогом осуществления исторической судьбы человека и мира. Во многом идея Софии носит у Соловьева и мистический характер, объясняемый, прежде всего, личностными переживаниями автора. Но одновременно она и носитель абсолютной истины, и образ Вечной Жены, и многое-многое другое. Табл. 2. Аспекты Софии по Вл. Соловьеву Аспект Комментарийдиалектическая противоречивостьСофия сочетает в себе черты Единого и многогонетварная и тварная СофияСофия сочетает в себе тварность и нетварность. С одной стороны она есть Премудрость Божья, с другой она инобытие космоса и человека. София как разумный аспект космосаСофия представляет собой силу, благоустраивающую космос в его цельности и органичности.антропологическийСофия является неизменным атрибутом как человеческого общества, таки и отдельно взятых личностей.вечная женственностьВ мистической философии Соловьева Софии отводилось место идеала женской красоты в ее нетленном и вечном состоянии.интимно-романтическийДля Соловьева София является, прежде всего, внутренним переживанием, и в то же время образом вечно воплощающегося и всего прекрасного.противоречивость женственностиСофия обладает двумя характерными сторонами.

Она по-женски восприимчива, изменчива, покойна, и в то же время в ней присутствуют начала творческой, разумной активности, что приписывается мужскому характеру.эстетическийСофия выступает как носитель вечной красоты и вечного вдохновения.магическийКак одна из ипостасей мирового единства София может выступать реальной силой, противостоящей глубинам дьявольским.

Соловьев создает особую молитву, обращенную к Софии как объекту поклонения.национальныйСофия имеет особое значение для русской народной культуры.

Она присутствует в ней как социальное воплощение Божества в Церкви Вселенской. России уготована особая роль в становлении вселенского человечества в его единстве.методологическийСофия напрямую выводит философско-теоретическое познание на практику, понимаемую как социально-культурная практика единого человечества.

Отдельно необходимо упомянуть о гносеологическом аспекте софийной философии Соловьева. София с его точки зрения проходит путь от трансцендентального божественного знания через изолированное развитие отдельных путей познания реальности эмпирического, рационального, мистического к становлению цельного знания и конечное его воплощение в богочеловеческом овладении силами Вселенной.

Предложенный Соловьевым вариант методологического обоснования идеи всеединства самым серьезным образом повлиял на всю последующую философскую мысль России. София выступает у Соловьева не просто носителем и выражением мистической истины, но, в гораздо большей степени как носитель идеи цельного знания. Соловьев напрямую выводит философско-теоретическое познание на практику, понимаемую им как социально- культурная практика единого человечества.

Акт вдохновенного мистического единения с абсолютно сущим приобретается само содержание всякого знания, суть которого в осмыслении мирового единства. Далее, это цельное и безусловное знание оформляется логически и понятийно, становясь доступным для разума, взятого лишь в его рационально-логическом аспекте, и для культуры, базирующейся именно на разумных основаниях. Единая истина философско-религиозного познания по-разному преломляется в практической деятельности. Современный философский словарь.

С. 495. София выступает у Соловьева как положительный синтез всех основных путей познания реальности. Именно она как сочетание различных направлений познавательной деятельности обосновывает сам проект системы цельного знания и определяет главенство в нем мистического познания в его рационально-логической выраженности. Таким образом, концепция Софии в философии всеединства Владимира Соловьева является концентрацией всех основных мотивов теоретического раскрытия идеи всеединства.

Она обосновывает ее методологически и вместе с тем позволяет ей обрести специфическую форму выражения софийного философствования.